Sea-Intelligence: скрубберы сэкономили контейнерной индустрии $12 млрд

Инвестиции | Море | Новости | Ноябрь 20, 2023, 15:20

По оценкам датского аналитического агентства Sea-Intelligence, за неполные три года с момента вступления в силу ограничений IMO-2020 скрубберы сэкономили контейнерной индустрии 12 млрд долларов США.

Скрубберы – системы очистки выхлопов, позволяющие судам продолжать использовать топливо с высоким содержанием серы и других вредных примесей после вступления в силу в 2020 году новых экологических требований IMO. Sea-Intelligence использует упрощенную методику расчетов, сводящуюся к тому, что если определенный процент работающего флота оборудован скрубберами – системами водной фильтрации судовых выбросов, – то примерно такой же процент расходуемого топлива будет более дешевым судовым мазутом марки IFO380, а не соответствующим новым нормативам низкосернистым топливом VLSFO.

По оценкам Clarksons Research, на данный момент более 5,4 тыс. судов – около 5% глобального торгового флота – оборудованы скрубберами. В сегменте линейных контейнерных операций, по данным Alphaliner, по состоянию на начало прошлого месяца скрубберами было оборудовано 18% всех контейнеровозов, а доля оборудованной системами очистки выбросов вместимости превышает 35%.

Сумма в 12 млрд долларов сама по себе весьма впечатляющая. Однако сопоставление с суммами затрат и данными исследований эффективности этих систем, ставит под сомнение целесообразность этих инвестиций.

Оценки объема инвестиций в установку скрубберов очень сильно разнятся. В 2020 году, когда вступили в силу ограничения IMO по выбросам, аналитики оценивали, что к 2025 году совокупные инвестиции в установку скрубберов на суда превысят 16 млрд долларов США. Опубликованный в мае этого года отчет аналитического агентства MRFR оценивает годовой объем рынка скрубберных систем для судоходной индустрии только за один 2022 год в 15,5 млрд долларов, а на 2023-й аналитик прогнозирует рост этой цифры до 16,2 млрд долларов. Дополнительно надо учитывать потери вместимости судна от установки соответствующего оборудования, а также потери от простоя судна на период переоборудования.

Что касается эффективности систем и целесообразности их использования для целей замедления процессов загрязнения окружающей среды и глобального потепления, то новейшие исследования ставят их под сомнение.

Нормативы IMO-2020 позволили сократить содержание серы в судовых выбросах более чем на 80%. Однако неожиданным образом выясняется, что это ускоряет процесс глобального потепления. Согласно выводам исследования Майкла Дайамонда из университета Флориды, опубликованного Atmospheric Chemistry and Physics в июле 2023 года, содержащиеся в выбросах сульфаты образовывали особого вида низколежащие облака, так называемый конденсационный след судна. Осветление и разреженность этих следов привело к ускорению темпов нагревания планеты, особенно в Атлантике, где судоходство особенно интенсивное.

Другое исследование доказало, что отфильтрованные скрубберами вредные примеси, все равно попадают почти в полном объеме в окружающую среду. Просто они выбрасываются теперь не в воздух, а в море. Отфильтрованные из выхлопных газов сульфаты, тяжелые металлы и другие токсичные соединения остаются в промывающей воде скрубберной системы. Опубликованное летом этого года исследование Технологического университета Чалмерса (Швеция) выявило, что 90% совокупных судовых выбросов вредных для окружающей среды веществ в морских портах приходится на сбрасываемую в море отработанную воду из скрубберов, то есть отработанная вода сбрасывается в море без всякой очистки.

Новости по теме


Свежие новости