В РЖД заявили об отсутствии на рынке дефицита фитинговых платформ

Дефицита фитинговых платформ на российском рынке сейчас не наблюдается, об этом можно судить по основным показателям эффективности работы железных дорог и вагонного парка в последние годы. Об этом заявил заместитель генерального директора – начальник ЦФТО РЖД Алексей Шило, выступая на заседании экспертного клуба «Евразийского союза перевозчиков» (ЕСП), посвященном обсуждению данного вопроса.

«Объективно сегодня никакого дефицита фитинговых платформ на российских железных дорогах абсолютно точно нет. Есть локальные истории, которые возникают из-за дисбалансов в грузопотоках и, естественно, связаны в том числе и с тем, что на лимитирующих направлениях мы обязаны решать социально значимые задачи», – отметил Алексей Шило.

В то же время, по его данным, с 2018 года объем перевозок грузов в контейнерах вырос на 47%, а размер парка фитинговых платформ за это же время – более чем в два раза до примерно 110 тыс. вагонов. «Емкость этого парка выросла в 2,3 раза, в первую очередь, за счет того, что мы покупаем более конкурентоспособные 80-футовые фитинговые платформы. Действительно, оборот вагона в период с 2018 года вырос на 32%. Но вырос он, в первую очередь, за счет того, что у нас кардинально изменилась дальность <перевозок> – она у нас возросла на 20%», – пояснил глава ЦФТО РЖД.

Дефицита фитинговых платформ в РЖД не видят ни в этом, ни в следующем году. «Даже если взять оборот 15 суток, мы сегодня с учетом этого оборота можем вывозить ежесуточно имеющимся парком 730 тыс. TEU – это 8,8 млн TEU в год. Притом, что в этом году мы все вместе сможем достичь показателя чуть больше 7 млн TEU. И даже если закладывать на следующий год очень оптимистичный прогноз в 11% роста контейнерных перевозок, мы понимаем, что нам этого парка будет достаточно», – поделился расчетами Алексей Шило.

Один из путей повышения эффективности и борьбы с «локальными дефицитами» – увеличение длины контейнерных поездов, что позволяет эффективнее использовать лимитирующие участки железнодорожной инфраструктуры, считает топ-менеджер. Кроме того, необходимо улучшать маршрутизацию контейнерных перевозок. «Маршрутизация растет хорошими темпами – около 7-10%», но резервы для оптимизации еще есть и «до угля еще далеко»: «уголь, с точки зрения маршрутизации, едет сегодня лучше контейнеров, к сожалению», добавил Алексей Шило.

Он также обратился к операторам железнодорожных контейнерных перевозок с предложением объединять свои усилия чтобы снизить непроизводительные перемещения вагонов в крупных транспортных узлах, таких как, например, Московский. «Я считаю, что некая унификация парка фитинговых платформ могла бы в целом повысить эффективность их использования, – отметил замгендиректора РЖД. – Сама жизнь заставит коллег понять, что можно долго стоять и ждать груз под свою платформу, а можно воспользоваться платформой другого оператора». Для этого, по его мнению, операторам нужно выстроить договорные отношения друг с другом и «быть где-то гибче».

Предлагаемую же рядом операторов идею отменить запрет на продление срока службы старых фитинговых платформ Алексей Шило считает неконструктивной, поскольку это вряд ли существенно повлияет на рынок в целом. «Когда мы говорим о запрете на списание вагонов – это, скорее, попытка неконкурентным административным способом повысить конкурентоспособность для отдельных контейнерных игроков», – заявил он, напомнив, что 60% парка фитинговых платформ в России принадлежит всего пяти крупным операторам. При этом нынешний парк фитинговых платформ является одним из самых молодых в России: средний возраст платформы составляет 7,2 года, что на 5 лет меньше, чем средний возраст всех типов вагонов на сети железных дорог, а процент списания, по данным РЖД, на ближайшие несколько лет не превысит 3% всего парка, уточнил Алексей Шило.

«Важно понимать, что те, кто покупали вагоны в последнее время, они, конечно, платили другую цену, нежели те, вагоны которых сейчас подошли к сроку службы. И когда мы дадим им возможность вложить минимальные средства в свой парк и продлить <его использование>, тем самым мы для этого конкретного оператора дадим конкурентное преимущество. Если весь рынок с этим согласен, то и мы, наверное, возражать не будем», – пояснил Алексей Шило свою позицию.

Он добавил, что попытка решить проблему оборота путем добавления парка на сеть, сравнима с тем, чтобы «заливать пожар бензином». «В целом, парк избыточный в стране. Наша задача уменьшать количество вагонов и лучше их использовать», – заключил он. РЖД со своей стороны готовы совместно с операторами принимать меры по снижению оборота фитинговых платформ, повышать качество планирования перевозок и увеличивать количество пропуска соединенных контейнерных поездов, пообещал Алексей Шило.

Новости по теме


Свежие новости