Небесные страдания
Согласно материалам рабочей группы Минтранса по основным направлениям развития Московского авиационного узла (МАУ), подготовленным на прошлой неделе, наиболее острая ситуация сейчас наблюдаетс в Домодедово. Аэропорт фактический имеет дефицит терминальных мощностей и при этом обслуживает самое большое количество пассажиров. Домодедово перевозит 26 млн пассажиров в год и эксплуатирует всего 170 тыс. кв. м площадей терминалов. Аэровокзальные комплексы Шереметьево составляют 350 тыс. кв. м и обслуживают 22,5 млн пассажиров. Дефицит мощностей Домодедово приводит к оттоку авиакомпаний, констатируют чиновники, таких как Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Turkish Airlines, SAS и “Трансаэро”. На этом основании экспертная группа прогнозирует, что Домодедово в течение 2012-2013 годов потеряет около 10 млн пассажиров.
Вторая важная проблема МАУ — нехватка бюджетных средств на строительство аэродромной инфраструктуры в Домодедово и Шереметьево. Из материалов следует, что дефицит средств на вторую взлетно-посадочную полосу (ВВП) в Домодедово, реконструкцию перронов и строительство новых составляет 33,2 млрд руб., а у Шереметьево дефицит на строительство третьей ВПП, реконструкцию первой ВПП и перроны — 18,2 млрд руб. В качестве одного из вариантов решения проблемы финансирования чиновники предлагают объединение трех аэропортов с перераспределением нагрузки между ними.
Проблема недостаточности бюджетных средств для развития аэродромных комплексов Домодедово и Шереметьево заставила чиновников разработать механизмы концессий, которые позволили бы аэропортам финансировать инфраструктуру на условиях частно-государственного партнерства. Например, заключение концессионного соглашения на строительство ВПП и перронов предусматривает, что возврат инвестиций компенсируется за счет ставки за аренду полос. Так, ставка в размере 400 млн руб. в год (индексированная на инфляцию) позволит вернуть 35 млрд руб. капитальных затрат за 40 лет. Однако, признают авторы документа, заключение концессионного соглашения — сложная процедура, занимающая много времени, а текущие ставки аренды ВПП для аэропортов гораздо ниже. Есть еще вариант концессии на весь аэропорт, при котором государство сначала выкупает терминалы, а потом передает весь комплекс инвесторам. И последний вариант предполагает приватизацию ВПП и внесение их в уставный капитал аэропортов. Но балансовая стоимость ВПП высока, и в результате доля инвесторов (владельцев Домодедово, совладельцев Внуково, ВТБ, ВЭБа и “Аэрофлота” в Шереметьево) “значительно уменьшится”.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что перспективы концессий весьма туманны. Разработчики документа признаются, что в мировой практике есть лишь единичные случаи такого привлечения частных инвестиций в государственные ВПП.
Источники газеты “Коммерсантъ” в правительстве говорят, что “конкретное предложение” по условиям частно-государственного развития МАУ должно быть сформулировано и передано в аппарат правительства до 1 июня. Другой собеседник в правительстве утверждает, что Минтранс считает наиболее целесообразной консолидацию аэропортов с последующей передачей их профильной управляющей компании. Но если подконтрольные государству Внуково и Шереметьево уже находятся в процессе объединения, то владельцы Домодедово продолжают переговоры о продаже аэропорта новым частным инвесторам.
Новости по теме
-
Темп роста мирового спроса на грузовые авиаперевозки в сентябре замедлился до 2,9%
Доля грузов, перевезенных в багажниках пассажирских самолетов, выросла до 55,5%
-
Белый дом намерен запретить китайским авиакомпаниям летать в США над Россией
Обход российского воздушного пространства увеличивает расстояние перевозки на 15%-20% и, следовательно, себестоимость рейса
-
Темп роста грузооборота мировой авиации в августе вновь начал снижаться
Несмотря на сохранение роста объемов, тарифы на грузоперевозки воздушным транспортом снизились в среднем на 2%
Свежие новости
-
CMA CGM ведет переговоры о покупке 20% терминала Eurogate в порту Гамбург
Контейнерооборот терминала за первые три квартала текущего года составил 6,3 млн TEU
-
Спрос на складскую недвижимость сократился за первые три квартала 2025 года на треть
Количество сделок год к году сократилось на 36%, объемы – на 27%
-
График динамики спроса на контейнерные перевозки идет параллельно прошлогоднему на 4-5% выше
В целом за третий квартал объем рынка составил 49,3 млн TEU, +4,6%
-
Производство грузовых вагонов в октябре сократилось на 51%
Производство полувагонов по итогам 10 месяцев сократилось на 20%
-
Чистый убыток «Совкомфлота» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 8 млн долларов
Выручка группы сократилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года до 763 млн долл. США