Правительство РФ намерено создать новую IT-систему для «вывоза грузов» на судах под российским флагом

Море | Политика | Сюжеты | Октябрь 09, 2023, 19:32

Правительство РФ в конце прошлой недели внесло в Госдуму законопроект, предполагающий создание новой государственной IT-системы для вывоза грузов из морских портов, которая обеспечит приоритет загрузки торговых судов под российским флагом. Отраслевые эксперты полагают, что это лишь усложнит работу российских экспортеров, создаст новые барьеры для работы на рынке фрахтования морских судов, спровоцирует коррупцию в портах и даже может «убить» нарождающийся российский судоходный рынок.

Согласно поправкам в Кодекс торгового мореплавания РФ, которые Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы в начале октября, к марту 2025 года в России планируется создать новую государственную информационную систему, с помощью которой государство будет обеспечивать судам под российским флагом приоритет для вывоза из российских портов ряда экспортных грузов, перечень которых правительство определит в дальнейшем.

Согласно тексту новых статей в Кодексе, отправители таких грузов будут обязаны размещать на специальной IT-платформе, созданной на цифровой платформе «ГосТех», заявки на их вывоз из морских портов, а российские судовладельцы будут «вправе рассмотреть указанные заявки и разместить предложения о возможности вывоза этих грузов». От такого предложения отправитель может отказаться, но лишь «в случаях и в порядке, установленном Правительством РФ», говорится в тексте законопроекта.

Если такой «отказ» будет принят системой, или владельцы флота под российским флагом в течение трех дней не предложили свои суда, то такой грузовладелец получает право отправить груз любым другим судном (система автоматически выдаст разрешение), говорится в пояснительной записке к документу. Контроль за соблюдением новых правил будет предоставлен капитану порта, который будет наделен полномочиями не выпускать иностранное судно, если отправитель груза не получил разрешение в системе. 

Необходимость создания такой процедуры для экспортеров разработчики законопроекта объясняют защитой российских судовладельцев от санкций. «В связи с санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению налоговых поступлений, – говорится в пояснительной записке к правительственному законопроекту. – Дальнейшее развитие ситуации может привести, в конечном счете, к прекращению деятельности российских судоходных компаний, их банкротству и утрате Российской Федерацией контролируемого ею торгового флота».

Соответствующую IT-систему подведомственный Минтрансу России Росморречфлот должен разработать к 1 марта 2025 года (тогда законопроект и вступит в силу), бюджетные деньги на это предоставит Минцифры России. Однако, какие именно грузы подпадут под новое регулирование, на каких условиях можно будет отказаться от перевозки на российском судне, равно как и на каких условиях будет осуществляться такая перевозка, пока не ясно. Между тем, даже без этих уточнений отраслевые эксперты полагают, что в случае принятия законопроекта работа рынка фрахтования судов российскими операторами будет серьезно нарушена, а судов под российским флагом не станет больше.

По мнению управляющего партнера компании «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, нынешнее российское морское регулирование «не позволяет работать с российским флагом», который остается одним из крайне неудобных для судовладельцев. «А в нынешней ситуации, когда российским судам запрещен вход в большинство мировых портов, когда везде возникают дополнительные риски и повышенные страховки, попытки загнать всех под российский флаг выглядят, скорее, вредительством, нежели попыткой спасти перевозчиков от банкротства», – считает он. 

Доцент МАДИ Андрей Голубчик констатирует, что в настоящее время судов под российским флагом еще «слишком мало, и даже половину потребности России в морских перевозках они, безусловно, не закроют». В результате, по его мнению, вполне здравая идея простимулировать рост количества торговых судов в российском национальном регистре может превратиться как в создание дополнительных барьеров для экспортеров, так и, как следствие, провоцировать коррупцию в порту.

«Для начала надо было предоставить судовладельцам возможность экономически и политически выгодно перерегистрировать свои суда под российский флаг, и тем самым увеличить национальный торговый флот. Ведь сейчас есть уже достаточно много судов, которые так или иначе контролируются российскими гражданами, но ходят под флагами других государств – Камбоджи, Вануату, Науру, Белиза, Северной Кореи, есть даже монгольские суда», – отмечает эксперт.

В то же время, стремление России обеспечить свою экономическую безопасность – вполне логично и оправдано в нынешних условиях. «У любой цивилизованной страны транспорт должен быть максимально своим, чтобы минимально зависеть от недружественных действий. Например, те же США все государственные грузы и гуманитарную помощь перевозят только на судах под американским флагом, вопреки всем нормам ВТО, которые запрещают подобного рода протекционизм», – рассказывает Андрей Голубчик. Россия, не сумевшая в 90-е годы сохранить торговый флот, доставшийся ей от советских морских пароходств, тоже могла бы «плюнуть на эти правила, но сначала нужно подготовиться, а не махать шашкой», полагает доцент МАДИ.

Между тем, Алексей Безбородов указывает, что как раз у США собственного международного торгового флота практически нет – только каботажный, а почти вся внешняя торговля страны осуществляется с помощью иностранных судоходных компаний. Ровно такой же итог может постичь и молодой российский судоходный рынок, если на нем вводить любые административные ограничения, считает он. «Если у нас из этой новой системы создадут «обязаловку», то нормально работать с рынком фрахтования судов мы не сможем, а российский сегмент этого рынка просто умрет», – полагает эксперт.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости