Украинский кризис качественно перетасовал рынок танкерных перевозок
В отличие от 2020 и 2021, когда масштабные изменения в географической структуре мировой морской торговли нефтью и темными нефтепродуктами были обусловлены пандемией Covid-19, в 2022 катализатором большинства изменений стала эскалация российско-украинского конфликта, заключают аналитики Poten в комментарии к новому рейтингу 20 основных маршрутов танкерных перевозок в 2022.
Согласно данным Poten, в 2020 и 2021 выраженный в тонно-милях в сутки объем мирового «грязного» танкерного рынка, включающего операции с нефтью и темными нефтепродуктами, сократился на 5,5% и 4,5%, а в 2022, напротив, вырос на 5,7%.
Лидером роста стал сегмент танкерных перевозок из Балтики в Южную Азию. Спрос на перевозки на этом маршруте вырос с 71 млн тонно-миль в сутки в 2021 до 566 млн тонно-миль в сутки в 2022, т.е. на 694%, и вошел в Топ-10 маршрутов (№9). Столь динамичный рост был обусловлен резким ростом поставок российской нефти в Индию в условиях закрытия традиционных и более близких европейский рынков из-за санкций.
Украинский кризис стал непосредственной причиной роста в еще двух сегментах танкерного рынка: на маршруте из портов США в Мексиканском заливе в Юго-Восточную Азию (№10 в рейтинге) объемы выросли на 288 млн тонно-миль в сутки или +116%, на маршруте из Персидского залива в порты Северной Европы (№13) – на 264 млн тонно-миль в сутки, +190%. Российско-украинский конфликт повлек за собой резкий рост цен на нефть, и чтобы контролировать цены на топливо внутри страны правительство США было вынуждено в течение 6 месяцев выпустить на рынок 180 млн баррелей нефти из стратегических резервов. Избыточное предложение на внутреннем рынке было перенаправлено на экспорт в Азию в дополнение к уже значительным объемам американских поставок нефти на азиатские рынки. Увеличение объемов перевозок на маршруте из стран Персидского залива в Европу обусловлено замещением российской нефти.
В падающих сегментах рынка наиболее динамичными стали маршруты из стран Атлантического бассейна в Азию, а также из портов Северного моря в США. Эта динамика также стала следствием украинского кризиса. Европа наращивала импорт из Западной Африки, Бразилии и Гайаны, чтобы заместить сократившиеся из-за санкций поставки из России. Соответственно, сократились объемы поставок из этих регионов в Азию, а расстояние доставки в Европу короче. С другой стороны, большая часть добываемой в Северном море нефти не ушла как обычно в США, а осталась в регионе. Также в 2022 почти полностью сошли на нет и относительно небольшие поставки российской нефти и мазута в США.
Все эти изменения привели к увеличению общего спроса на танкеры. Сначала рынок благоприятствовал больше операторам танкеров класса Aframax и Suezmax, во второй половине года повезло и VLCC.
Аналитики Poten воздержались от прогнозов на 2023, отметив, что развитие ситуации будет зависеть от динамики процесса восстановления экономического роста в Китае с отменой карантинных ограничений, состояния мировой экономики и развития событий на Украине.
Новости по теме
-
Дефицит водителей грузовиков в Европе утроится в предстоящие пять лет
В совместном «манифесте», адресованном будущим депутатам Европейского парламента, которые должны быть избраны в конце этого года, три крупнейшие европейские логистические ассоциации – немецкая Bundesverband Güterkraftverkehr, Logistik und Entsorgung (BGL), скандинавская Nordic Logistics Association (NLA) и французская Fédération Nationale des Transports Routier (FNTR), представляющие интересы 25 тыс. европейских логистических компаний – обращают внимание европейских политиков на критическую ситуацию с обеспечением отрасли персоналом
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU