Логистика в бумажной отрасли сменила тренды
Железная дорога | Контейнеры | Логистика | Новости | Февраль 01, 2023, 17:06
Западные санкции, введенные после начала специальной военной операции России на Украине, привели к кардинальным изменениям в объемах и направлениях перевозок бумажной продукции.
На протяжении нескольких лет экспорт бумаги и картона из России стабильно увеличивался, но начиная с марта 2022 года начал стремительно снижаться: по данным InfraNews, объемы перевозок бумаги в контейнерах за рубеж в третьем квартале упали почти на 10% к уровню прошлого года до 55,9 тыс. TEU, а в четвертом квартале рухнули на 35,5% до 44,9 тыс. TEU. По итогам всего 2022 года экспорт бумажной продукции снизился на 10% до 237,9 тыс. TEU.
Одновременно с этим начиная со второго квартала прошлого года резко начал расти импорт бумаги. Всего в 2022 году Россия ввезла 38,7 тыс. TEU импортной бумажной продукции, что более чем в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Значительно (на 31,8%) выросли и внутренние перевозки бумаги в контейнерах – до 63,7 тыс. TEU против 48,3 тыс. TEU в 2021 году, следует из материалов InfraNews. Все подробности в Контейнерном отчете за 2022 год.
Экспортные и импортные перевозки бумаги в контейнерах по сети РЖД (в TEU)
Стремительное снижение экспорта бумаги связано, прежде всего, с нехваткой химикатов, необходимых производителям для отбеливания целлюлозы. Традиционно поставщиками этого сырья выступали Финляндия, Германия, Польша и Китай, но на фоне антироссийских санкций европейские поставщики прекратили отгрузки в Россию. В связи с этим целый ряд отечественных производителей столкнулись с проблемами, а, например, крупнейший в Санкт-Петербурге Светогорский ЦБК в марте прошлого года на две недели приостановил свою работу.
Тогда же проблема доставки необходимых компонентов для производства бумаги обсуждалась с участниками рынка на совещании у генерального директора РЖД Олега Белозерова. Рассматривались два варианта: наладить их поставки из Турции, стран Юго-Восточной Азии и Индии или организовать собственное производство химикатов. Однако, по словам участников рынка, второй вариант был признан нецелесообразным ввиду слишком длинных сроков строительства новых заводов и окупаемости инвестиций. В итоге РЖД предложило организовать ускоренные маршрутные поезда с требуемыми бумажной промышленностью химикатами, прежде всего из Китая.
Между тем, поставки компонентов для производства бумаги в России не решают все проблемы отрасли. Так, например, российские потребители традиционно зависели от поставок мелованной бумаги из Европы. По данным Союза предприятий печатной индустрии объём европейского импорта в Россию в этом сегменте составлял от 70% до 80%, около половины всех поставок обеспечивала Финляндия, значительная доля приходилась на Германию и Китай.
Для обеспечения внутреннего рынка российские логистические компании начали увеличивать долю импорта бумаги из Китая и перестраивать логистику. Так, например, в октябре 2022 года АО «РЖД Бизнес Актив» совместно с АО «Терминал Астафьева» организовали новый мультимодальный сервис для перевозки бумаги и картона из китайского порта Рижао в Россию: объем первой поставки из Находки в Санкт-Петербург составил 122 контейнера.
К решению проблемы бумажной отрасли подключились и российские министерства. В апреле прошлого года по инициативе Минцифры России Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) внесла бумагу и картон в перечень товаров критического импорта, установив нулевые таможенные пошлины на их ввоз на полгода. В октябре ЕЭК продлила действие механизма на очередной полугодовой срок до марта 2023 года.
Перестроить логистику поставок пришлось и экспортёрам бумажной продукции. Традиционно основной экспортный поток российской бумаги направлялся в адрес порта Санкт-Петербург, однако на фоне санкционного давления этот крупнейшей транспортный узел практически полностью прекратил экспортные контейнерные отправки. В результате грузопоток распределился на оставшиеся маршруты: порт Новороссийск, сухопутные пограничные переходы и порты Дальнего Востока.
Анастасия Баранец
Новости по теме
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
Погрузка РЖД в апреле сократилась на 3,6% до 101,7 млн тонн
По итогам апреля 2024 года погрузка РЖД составила 101,7 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем годом ранее. Отрицательная динамика погрузки сохраняется на протяжении последних семи месяцев, начиная с октября прошлого года.
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU