На арктическом шельфе скандал с фрахтом спецсудов

Важное | Новости | Апрель 29, 2008, 7:39

Реализация программы освоения российского шельфа может начаться со скандала. Как стало известно РБК daily, в результате проведенной по поручению премьер-министра проверки было выявлено, что предназначенные для работы на северных морях суда были сданы в аренду за рубеж без конкурса и по цене в три-четыре раза ниже рыночной. Но даже полученные средства не поступили в полном объеме в госбюджет. Участники рынка опасаются, что в результате активные поисковые работы на отечественном арктическом шельфе могут быть отложены как минимум на два года. Кроме того, разбирательства чреваты ухудшением отношений со странами, чьи компании арендовали государственное имущество.

По информации источника РБК daily, близкого к аппарату правительства, в январе Виктор Зубков поручил спецкомиссии с участием сотрудников Генпрокуратуры, Минприроды, Роснедр, ФСБ и Росимущества провести проверку правомерности действий Роснедр и ФГУП «Арк­тикморнефтегазразведка» (АМНГР) по сдаче в аренду судов для работы на шельфе. Комиссия пришла к выводу, что уникальное буровое судно «Валентин Шашин» и самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Мурманская» были сданы в аренду норвежским компаниям в августе 2005-го и марте 2006 года без конкурса и без согласия их собственника, Росимущества, но с согласия Роснедр.

Cрок аренды «Мурманской» истекает лишь в 2010 году, а «Валентин Шашин» зафрахтован до 2023 года. По данным чиновника, по условиям контракта «Мурманская» сдана норвежской Beta Drilling за 42 тыс. долл. в сутки, а «Валентин Шашин» — компании Arba AS за 21 тыс. долл. в сутки. При этом, по оценке ОАО «Союзморгео», аренда установки одного класса с «Мурманской» в 2006 году стоила в Европе 134—144 тыс. долл., а суда уровня «Валентина Шашина» — не менее 75 тыс.

Эксперты и участники рынка оценивают стоимость фрахта судов такого класса еще выше. В 2006 году установки класса «Мурманской» в зависимости от условий аренды стоили от $100—170 тыс. в сутки. Порой цена доходила до $200—300 тыс. долл. в сутки минимум на четыре-пять месяцев, а сегодня колеблется в пределах $500—800 тыс. долл. в сутки в зависимости от класса установки и срока ее аренды.

Генпрокуратура взяла под контроль дело АМНГР 14 апреля, официально поручив теруправлению Росимущества по Мурманской области добиться в суде признания сделок ничтожными, а следственному комитету (СК) при областной прокуратуре рассмотреть возможность возбуждения уголовного дела против виновных в неправомерной сдаче госимущества в аренду иностранцам.

В качестве ответчиков по этим искам выступают АМНГР и компании-арендаторы, в том числе норвежские Beta Drilling, Arba, North Offshore, голландская Arktikshipping, а также российские ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и бункерная компания «Флагман», Роснедра в числе ответчиков не значатся.

Гендиректор АМНГР сообщил, что сдал в аренду за рубеж буровые суда, поскольку заказов на бурение в Арктике в то время просто не было. Он утверждает, что его компания не получала госфинансирования с 1993 года, ей просто не на что было обслуживать эти суда в момент их простоя в портах. Олег Мнацаканян считает цену их аренды адекватной, он назвал экспертов «Союзморгео» «дилетантами, которые ни разу в жизни не видели буровой вышки», а от комментариев по поводу судебных тяжб с Росимуществом и недоплаты компанией средств в бюджет отказался.

Глава Роснедр Анатолий Ледовских признал, что давал письменное согласие на сдачу этих судов в аренду, но уточнил, что такие сделки действительно было невозможно совершить без согласия Росимущества. Он утверждает, что ему было неизвестно, получала ли АМНГР согласие этого ведомства. Чиновник не комментирует противоречия в оценке стоимости аренды этих судов, ссылаясь на то, что в этом должен разобраться суд. Он считает, что в результате сдачи в аренду судов иностранцам буровой флот сохранен, реконструирован, экипажи обучены, а бюджет даже получил прибыль, не потратив на это ни копейки.

Между тем источник, близкий к аппарату правительства, полагает, что Росимущество сегодня создает видимость возможности досрочного возврата этих судов, хотя и понимает, какими издержками это грозит.

InfraNews

 

 

 

 

 

 

 

Новости по теме


  • Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки

    На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями

    24 апреля, 2024, 16:20
  • Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря

    Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря

    8 декабря, 2023, 12:42
  • Хотели как Maersk. Получилось как всегда

    C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.

    23 ноября, 2023, 09:21

Свежие новости