Встречные потоки порожних полувагонов мешают РЖД перевозить грузы

Нерациональный спрос на грузовые вагоны усиливает негативные последствия рекордного профицита подвижного состава на железной дороге

Встречные потоки порожних полувагонов «съедают» пропускную способность железнодорожной сети и мешают РЖД перевозить грузы. Об этом заявил заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков, выступая на круглом столе «Энергетика и транспортная инфраструктура» в ходе «Транспортной недели» в Москве.

«Тенденция поступления парка новых вагонов на инфраструктуру в три раза превышает выбытие подвижного состава. Это ведет к тому, что избыточный парк подвижного состава сегодня мешает продвижению груженой части», — отметил Михаил Глазков.

Он проиллюстрировал проблему на примере одного из «узких мест» РЖД — участка Екатеринбург – Войновка Свердловской железной дороги. На этом направлении в среднем ежесуточно навстречу друг другу следует 485 порожних полувагонов в восточном направлении и 170 полувагонов в противоположную сторону. «По сети эта цифра за сутки составляет более 18 тыс. вагонов. Если перевести в поезда, то по году — это 100 тыс. грузовых поездов мы съедаем враждебными грузопотоками во встречном направлении. Если переводить в миллионы тонн, то в сутки мы теряем порядка 300 тыс. тонн возможности перевозки грузов», – подсчитал Михаил Глазков.

В свежем исследовании InfraNews «Баланс спроса и предложения на подвижной состав» по итогам 10 месяцев 2023 года аналитики однозначно фиксируют профицит вагонного парка на сети РЖД. «Переизбыток парка в сочетании с трендом на изменение грузопотоков в сторону Дальнего Востока и портов Юга привел к сильному дефициту инфраструктуры РЖД», что уже стало проявляться в «локальных дефицитах» вагонов на отдельных направлениях и нерациональному спросу на вагоны. Введенная в действие весной этого года «Динамическая модель загрузки инфраструктуры» (ДМЗИ), призванная помочь в организации движения и уменьшить риски создания «пробок» на железной дороге, пока лишь добавила грузоотправителям сложностей при оформлении погрузки.

В частности, по данным InfraNews, на конец октября 2023 года количество полувагонов в эксплуатации достигло исторического рекорда – 620 тыс. единиц, при том что объем грузовой базы за последние пять лет принципиально не поменялся. Это привело к снижению оборачиваемости полувагона с 24,7 рейсов в год в 2017 году до 18,6 в 2023-м. «В итоге мы имеем ситуацию, когда грузов в 2016 году было больше, чем сейчас, но вывозили их тогда парком полувагонов на 140 тыс. единиц меньшим», – говорится в отчете. В целом, по оценкам InfraNews, профицит вагонов всех типов на сети РЖД составляет 291 тыс. единиц, в том числе 131 тыс. единиц – профицит полувагонов.

Подробнее о главных тенденциях на рынке железнодорожного подвижного состава читайте в свежем аналитическом обзоре InfraNews «Баланс спроса и предложения на подвижной состав по итогам 10 месяцев 2023 года».

InfraNews

Новости по теме


  • РЖД удлиняет контейнерные поезда

    С 10 декабря все контейнерные поезда, отправляемые в направлении станций Дальнего Востока и обратно по Восточному полигону, должны будут состоять не менее, чем из 71 условного вагона. Контейнерные операторы и эксперты рынка предупреждают, что сегодня далеко не все станции РЖД готовы к приемке и формированию составов такой длины, и чтобы не допустить проблем с перевозками просят вводить ограничения поэтапно в течение нескольких лет

    29 ноября, 2023, 08:30
  • Горьковская железная дорога расширила маршрутную сеть, добавив 15 новых контейнерных маршрутов

    В текущем году Горьковская железная дорога (ГЖД) разработала 15 новых маршрутов контейнерных поездов

    28 ноября, 2023, 13:54
  • Казахстан планирует в ближайшие три года построить более 1,3 тыс. км новых железных дорог

    Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» (КТЖ) планирует в ближайшие три года построить на территории республики более 1,3 тыс. км железных дорог. Речь идет о реализации сразу четырех инвестиционных проектов, направленных на увеличения грузооборота по сети железных дорог Казахстана, рассказали InfraNews в пресс-службе КТЖ.

    27 ноября, 2023, 14:11

Свежие новости