Кредитные клещи – Бермудский треугольник
Рост глобального спроса на нефть и продовольствие увеличил потребность в больших танкерах и сухогрузах, однако расцвет мировой судостроительной индустрии откладывается. Проблемы с финансированием из-за мирового финансового кризиса заставляют кораблестроительные компании терпеть убытки из-за задержек поставок, а зачастую и вовсе вынуждают отказаться от непосильных заказов, которых уже набралось на миллиарды долларов.
Прогнозы отраслевых экспертов, опубликованные в прошлом году до начала глобального финансового кризиса, демонстрировали, что крупнейшие судостроительные компании сумеют удовлетворить растущие потребности рынка морских грузоперевозок новыми танкерами и контейнеровозами. Однако теперь возникшие сложности с кредитованием, а также рост стоимости сырья (с начала этого года сталь подорожала на 47%) заставляют индустрию пересмотреть планы. По данным Bloomberg, сейчас компании располагают заказами на 2561 грузовой корабль. Но по обновленным прогнозам 10% на воду спущены так и не будут.
В прошлом году банки готовы были финансировать до 80% от заказа на постройку судна при условии погашения кредита в течение 12—15 лет. Кредитный кризис вынудил банки ужесточить условия: теперь заказчики и производители получают в лучшем случае 65% от стоимости проекта на срок погашения менее десяти лет. В качестве еще одной трудности называют увеличение сроков поставок комплектующих. Например, двигатели приходится ждать до четырех лет, а от заказа до поставки дизельных генераторов проходит два года. Это привело к тому, что сегодня под угрозой задержек или отмены находятся заказы на общую сумму 14 млрд долл., что сопоставимо с 94% ежегодной выручки лидера индустрии, южнокорейской компании Hyundai Heavy Industries Co.
Отмены контрактов повлекут за собой неизбежный рост фрахтовых расходов и, как следствие, увеличение выручки транспортных компаний. За прошлый год стоимость фрахта, по данным Baltic Dry Index, выросла на 58%. «Отмены, несомненно, вызовут рост стоимости фрахта, так как заказанных кораблей поставлено не будет», — считает эксперт нью-йоркской консалтинговой фирмы Cantor Fitzgerald Наташа Бойден. Если бы компании не начали отказываться от строительства новых кораблей, за ближайшие три года глобальная стоимость фрахта снизилась бы на 56%. Мировая индустрия морских грузоперевозок ожидала снижения фрахтовых расходов в результате увеличения количества работающих судов, чего в обещанном объеме уже не произойдет.
Между тем Bloomberg Dry Ships Index, который отражает деятельность 12 компаний индустрии транспортных перевозок, вырос на 69%. Небывалый рост фрахтовых расходов и растущая потребность Китая и Индии в сырье и продовольствии позволили акциям южнокорейской STX Pan Ocean Co. вырасти на 62%, а бумагам греческой DryShips Inc. подорожать вдвое. Однако теперь перевозчики опасаются, что проблемы с кредитованием приведут к возникновению трудностей с пополнением флота у небольших и средних заказчиков. Это также сделает корабли дороже для таких гигантов, как DryShips и Genco Shipping & Trading Ltd. «Нам придется выплачивать более высокие проценты, — заявил глава греческой DryShips Джордж Эконому. — Новичкам же кредит найти чрезвычайно сложно».
РБК daily
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU