Президент Fesco поставил под сомнение обоснованность БАМа
Железная дорога | Логистика | Новости | Июль 22, 2014, 12:22
Президент Fesco Руслан Алиханов уверен, что объемам и структуре перевозок по Транссибу и БАМу требуется профессиональный независимый аудит. Такое мнение он высказал Ведомостям.
По его словам, ориентация на восточные регионы в ближайшие годы будет определять внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры России. Тихоокеанские регионы страны, являясь отстающей территорией, требуют масштабных инвестиций в инфраструктуру и транспорт. Развитие Дальнего Востока предполагается начать с транспортных сетей, а именно – БАМа.
Алиханов обращает внимание на то, что в середине 1970-х БАМ был жизненно важен из-за возможного конфликта с Китаем. Сегодня же Китай является одним из стратегических партнеров России. По его мнению, оптимальнее сосредоточить усилия на Транссибе, по которому идет главный поток грузов и который соединяет крупнейшие города востока России.
Серьезные вопросы вызывает и экономика проекта. Несмотря на заявления о недостаточной пропускной способности Транссиба и БАМа, данные по грузопотоку разнятся. На различных правительственных заседаниях заявлялось то о 110 млн. т. грузов в год, доставляемых по железной дороге в российские тихоокеанские порты, то о 104,4 млн. т. при пропускной способности в 100 млн. т. Власти планируют, что после модернизации пропускная способность увеличится на 55-75 млн. т. в год. Но главным вопросом Алиханов называет то, какие грузы будут, и будут ли, перевозиться по обновленной дороге. Почти 34 млн. т. прироста грузопотока должен обеспечить уголь с Эльгинского, Элегестского, Ургальского, Денисовского и Чульмаканского месторождений. Однако нет уверенности, что эти месторождения будут освоены к 2020-2025 гг. Но, по словам Алиханова, даже если это удастся, то будет означать не только расширение дороги с прицелом на сохранение сырьевой ориентации России, но и то, что ее эксплуатация вряд ли окажется прибыльной.
Также среди проблем выделяется распределение нагрузки на новые дороги. По запланированному правительством сценарию прироста перевозок на 51,9 млн. т., их рост по Транссибу составит 22,2 млн. т., по БАМу – 29,7 млн. т. Неясно, в какой мере это увязано с задачей развития транзитного потенциала восточных регионов России. Сегодня на транзитные грузы на восточном полигоне приходится менее 4% перевозок. Из Азии по российскому восточному коридору провозится не более 0,6 млн. TEU в год, тогда как через Суэц по морю – 37-38 млн. TEU.
Самой серьезной темой является экономическая эффективность проекта. Поскольку перед проектом стоит задача развития экономики региона, то, по мнению Алиханова, рациональнее не расширять дороги любой ценой, а создавать прибыльно функционирующий транспортный коридор. Для этого к проекту необходимо применить коммерческий подход, разделить его на составляющие и оценивать эффективность каждой из них. Расшивка самых узких мест, на которую потребуется около трети от заявленных 562 млрд. руб., может радикально повысить грузооборот, тогда как остальная часть средств, даже будучи потрачена по назначению, даст значительно меньший результат. Не лишним было бы обнародовать подробный план модернизации дорог и провести общественное и экспертное обсуждение для определения эффективности как программы в целом, так и ее конкретных мероприятий. Ведь направлять огромные госсредства в недостаточно обсужденный проект — не самое оправданное решение.
Необходимо провести профессиональный независимый аудит объемов и структуры перевозок по Транссибу и БАМу в 2009-2013 гг. с учетом мест назначения перемещаемых грузов. Также необходимо детальное исследование сравнительной доходности перевозок и ориентация на сокращение доли низкомаржинальных грузов в общем потоке. РЖД должна предоставить детализированный план работ с разбивкой по объектам и срокам реализации и окончательно принять программу строительства только после ее тщательного анализа.
Алиханов уверен, что развитие Дальнего Востока должно стать важнейшим элементом модернизации экономики страны, а не только средством развития транспортной или сырьевой отрасли.
Новости по теме
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару