Президент Fesco поставил под сомнение обоснованность БАМа
Железная дорога | Логистика | Новости | Июль 22, 2014, 12:22
Президент Fesco Руслан Алиханов уверен, что объемам и структуре перевозок по Транссибу и БАМу требуется профессиональный независимый аудит. Такое мнение он высказал Ведомостям.
По его словам, ориентация на восточные регионы в ближайшие годы будет определять внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры России. Тихоокеанские регионы страны, являясь отстающей территорией, требуют масштабных инвестиций в инфраструктуру и транспорт. Развитие Дальнего Востока предполагается начать с транспортных сетей, а именно – БАМа.
Алиханов обращает внимание на то, что в середине 1970-х БАМ был жизненно важен из-за возможного конфликта с Китаем. Сегодня же Китай является одним из стратегических партнеров России. По его мнению, оптимальнее сосредоточить усилия на Транссибе, по которому идет главный поток грузов и который соединяет крупнейшие города востока России.
Серьезные вопросы вызывает и экономика проекта. Несмотря на заявления о недостаточной пропускной способности Транссиба и БАМа, данные по грузопотоку разнятся. На различных правительственных заседаниях заявлялось то о 110 млн. т. грузов в год, доставляемых по железной дороге в российские тихоокеанские порты, то о 104,4 млн. т. при пропускной способности в 100 млн. т. Власти планируют, что после модернизации пропускная способность увеличится на 55-75 млн. т. в год. Но главным вопросом Алиханов называет то, какие грузы будут, и будут ли, перевозиться по обновленной дороге. Почти 34 млн. т. прироста грузопотока должен обеспечить уголь с Эльгинского, Элегестского, Ургальского, Денисовского и Чульмаканского месторождений. Однако нет уверенности, что эти месторождения будут освоены к 2020-2025 гг. Но, по словам Алиханова, даже если это удастся, то будет означать не только расширение дороги с прицелом на сохранение сырьевой ориентации России, но и то, что ее эксплуатация вряд ли окажется прибыльной.
Также среди проблем выделяется распределение нагрузки на новые дороги. По запланированному правительством сценарию прироста перевозок на 51,9 млн. т., их рост по Транссибу составит 22,2 млн. т., по БАМу – 29,7 млн. т. Неясно, в какой мере это увязано с задачей развития транзитного потенциала восточных регионов России. Сегодня на транзитные грузы на восточном полигоне приходится менее 4% перевозок. Из Азии по российскому восточному коридору провозится не более 0,6 млн. TEU в год, тогда как через Суэц по морю – 37-38 млн. TEU.
Самой серьезной темой является экономическая эффективность проекта. Поскольку перед проектом стоит задача развития экономики региона, то, по мнению Алиханова, рациональнее не расширять дороги любой ценой, а создавать прибыльно функционирующий транспортный коридор. Для этого к проекту необходимо применить коммерческий подход, разделить его на составляющие и оценивать эффективность каждой из них. Расшивка самых узких мест, на которую потребуется около трети от заявленных 562 млрд. руб., может радикально повысить грузооборот, тогда как остальная часть средств, даже будучи потрачена по назначению, даст значительно меньший результат. Не лишним было бы обнародовать подробный план модернизации дорог и провести общественное и экспертное обсуждение для определения эффективности как программы в целом, так и ее конкретных мероприятий. Ведь направлять огромные госсредства в недостаточно обсужденный проект — не самое оправданное решение.
Необходимо провести профессиональный независимый аудит объемов и структуры перевозок по Транссибу и БАМу в 2009-2013 гг. с учетом мест назначения перемещаемых грузов. Также необходимо детальное исследование сравнительной доходности перевозок и ориентация на сокращение доли низкомаржинальных грузов в общем потоке. РЖД должна предоставить детализированный план работ с разбивкой по объектам и срокам реализации и окончательно принять программу строительства только после ее тщательного анализа.
Алиханов уверен, что развитие Дальнего Востока должно стать важнейшим элементом модернизации экономики страны, а не только средством развития транспортной или сырьевой отрасли.
Новости по теме
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
Погрузка РЖД в апреле сократилась на 3,6% до 101,7 млн тонн
По итогам апреля 2024 года погрузка РЖД составила 101,7 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем годом ранее. Отрицательная динамика погрузки сохраняется на протяжении последних семи месяцев, начиная с октября прошлого года.
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
Свежие новости
-
Американский регулятор обязал железнодорожные компании США пускать на свои сети конкурентов
Регулятор индустрии грузовых железнодорожных перевозок в США вводит правило, согласно которому при определенных условиях частные железнодорожные компании будут обязаны пускать на свои сети конкурентов
-
К апрелю 2026 года MSC увеличит отрыв от ближайшего конкурента до 1,5 крат
Через 2 года вместимость флота крупнейшего в мире контейнерного оператора MSC будет превышать 7 млн TEU, в полтора раза больше, чем у CMA CGM, которая выйдет на второе место
-
Флот «Евросиба» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
Флот компании «Евросиб» пополнился контейнеровозом EUROSIB 1 вместимостью 1258 TEU
-
Финпоказатели Maersk несколько улучшились, но линейный бизнес остается убыточным
Группа Maersk по итогам первых трех месяцев 2024 года получила 177 млн долларов операционной прибыли по сравнению с более чем полумиллиардным убытком в предыдущем квартале
-
За два года FESCO перевезла на линии между Новороссийском и Турцией более 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первые два года работы регулярной контейнерной линии FESCO Turkey Black Sea перевезла между Новороссийском и турецкими портами Гебзе и Стамбул более 40 тыс. TEU