Доминирование Китая на мировых рынках не только не ослабевает, но даже, напротив, усиливается

Несмотря на часто появляющиеся в СМИ публикации об ослаблении позиций Китая в мировой торговле и еще более неблагоприятных прогнозах, эксперты отмечают, что влияние Китая в мировой торговле, напротив, усиливается.

Этим процессам посвящена колонка вице-президента S&P Global Market Intelligence по логистике и цепочкам поставок и организатора серии отраслевых конференций TPM Forum Питера Тиршвелла в Nikkei Asia Review.

Тиршвелл отмечает, что в то время, как глобальные бренды переносят производство из Китая в другие регионы, чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок и сократить расходы на логистику, Китай стремительно наращивает свое влияние в отраслях, ориентированных на экологичное потребление и производство. Объемы зарубежных поставок продукции этих отраслей из КНР растут, при том, что совокупный объем экспорта падает, и в октябре темпы спада уже достигли 6,4% год к году. В результате, несмотря на снижение объемов, доля Китая в совокупном экспорте азиатских стран в стоимостном выражении практически не изменилась с 2017 года и составляет около 36%.

По данным S&P Global Ratings, Китай сокращает экспорт продукции, собираемой в стране из поставляемых из-за рубежа компонентов, но наращивает поставки продукции, производство которой страна полностью контролирует.

Между тем, производственные цепочки товаров массового потребления активно перестраиваются с переносом производства из Китая в Юго-Восточную Азию, Восточную Европу, Северную Африку и Латинскую Америку. Китай по-прежнему имеет самую большую долю в структуре контейнерного импорта в США, однако она сократилась в этом году до 39% по сравнению с 46% в 2018 году. Между тем, растут доли поставок из таких стран как Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бангладеш, Южная Корея, Индия, Индонезия и Турция.

Этот процесс начался до пандемии и был обусловлен увеличением стоимости труда в Китае. Пандемия ускорила его, так как напугала западные рынки степенью их зависимости от китайских поставок и пониманием того, что новый кризис может случиться в любой момент, спровоцированный новым геополитическим обострением, погодной катастрофой, кибератакой или еще какой-то новой инфекцией.

Однако с зелеными технологиями и продукцией картина совсем иная. За период с начала 2019 года по середину текущего года Китай нарастил свою долю на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов с 48% до 61% в стоимостном выражении, на рынке солнечных панелей – с 44% до 62%, а электромобилей – с 1% до 24%. В попытке защитить своих автопроизводителей ЕК инициировала недавно расследование в отношении государственных субсидий, предоставляемый китайским правительством национальным производителям электромобилей.

Такой рост обусловлен целенаправленным фокусом китайского промышленного развития на тех отраслях и видах продукции, которые полностью контролируются внутри страны. Курс на «самостоятельно формируемые» и «контролируемые» цепочки поставок президент Си Цзиньпин заявил в 2020 году.

По сути, Китай со своей стороны также участвует в процессе диверсификации, уменьшая свою зависимость от импорта промышленного сырья и компонентов, и при этом диверсифицируя свои экспортные рынки.

По данным статистического сервиса CTS, доля Китая в совокупном контейнерном импорте из Азии в Северную Америку за период с 2019 года сократилась с 65% до 60%. Однако на всех прочих экспортных рынках Китай, напротив, нарастил свою долю: в совокупном контейнерном импорте стран Латинской Америки доля поставок из Китая выросла с 75% до 80%, Африки — с 67% до 76%, Персидского залива — с 66% до 75%.

Как ранее писал InfraNews, в третьем квартале текущего года автомобили вышли на первое место в структуре российского импорта из Китая.  Всего за квартал совокупная стоимость поставок китайских автомобилей в РФ составила 6,5 млрд долларов США, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года и на 10% показатель предыдущего квартала.

Новости по теме


  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • «Модуль» переориентировал европейский импорт на железнодорожный маршрут через Эстонию

    Из-за закрытия сухопутных пунктов пропуска на российско-финляндской границе транспортно-экспедиторская компания «Модуль» переориентировала часть импортного грузопотока на железнодорожный маршрут через Эстонию

    13 февраля, 2024, 10:06
  • Внешнеторговый товарооборот России в 2023 году сократился на 16% до 710 млрд долларов

    В 2023 году внешнеторговый товарооборот России достиг 710 млрд долларов США, что на 16% меньше уровня 2022 года (848 млрд долларов)

    12 февраля, 2024, 16:25

Свежие новости


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • Объемы и финпоказатели контейнерного бизнеса HHLA продолжили снижаться в 2023 году

    Гамбургский контейнерный холдинг HHLA – оператор трех из четырех контейнерных терминалов крупнейшего порта Германии Гамбурга – сообщил о сокращении прибыли от логистических и портовых операций по итогам прошедшего года до всего 9 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2022 году

    21 февраля, 2024, 14:19
  • Оборот крупнейшего контейнерного порта Европы в 2023 году упал на 7%

    Контейнерооборот крупнейшего контейнерного порта Европы – порта Роттердам – составил в 2023 году 13,45 млн TEU, что на 7% меньше, чем в 2022-м

    21 февраля, 2024, 13:41