Доминирование Китая на мировых рынках не только не ослабевает, но даже, напротив, усиливается

Несмотря на часто появляющиеся в СМИ публикации об ослаблении позиций Китая в мировой торговле и еще более неблагоприятных прогнозах, эксперты отмечают, что влияние Китая в мировой торговле, напротив, усиливается.

Этим процессам посвящена колонка вице-президента S&P Global Market Intelligence по логистике и цепочкам поставок и организатора серии отраслевых конференций TPM Forum Питера Тиршвелла в Nikkei Asia Review.

Тиршвелл отмечает, что в то время, как глобальные бренды переносят производство из Китая в другие регионы, чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок и сократить расходы на логистику, Китай стремительно наращивает свое влияние в отраслях, ориентированных на экологичное потребление и производство. Объемы зарубежных поставок продукции этих отраслей из КНР растут, при том, что совокупный объем экспорта падает, и в октябре темпы спада уже достигли 6,4% год к году. В результате, несмотря на снижение объемов, доля Китая в совокупном экспорте азиатских стран в стоимостном выражении практически не изменилась с 2017 года и составляет около 36%.

По данным S&P Global Ratings, Китай сокращает экспорт продукции, собираемой в стране из поставляемых из-за рубежа компонентов, но наращивает поставки продукции, производство которой страна полностью контролирует.

Между тем, производственные цепочки товаров массового потребления активно перестраиваются с переносом производства из Китая в Юго-Восточную Азию, Восточную Европу, Северную Африку и Латинскую Америку. Китай по-прежнему имеет самую большую долю в структуре контейнерного импорта в США, однако она сократилась в этом году до 39% по сравнению с 46% в 2018 году. Между тем, растут доли поставок из таких стран как Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бангладеш, Южная Корея, Индия, Индонезия и Турция.

Этот процесс начался до пандемии и был обусловлен увеличением стоимости труда в Китае. Пандемия ускорила его, так как напугала западные рынки степенью их зависимости от китайских поставок и пониманием того, что новый кризис может случиться в любой момент, спровоцированный новым геополитическим обострением, погодной катастрофой, кибератакой или еще какой-то новой инфекцией.

Однако с зелеными технологиями и продукцией картина совсем иная. За период с начала 2019 года по середину текущего года Китай нарастил свою долю на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов с 48% до 61% в стоимостном выражении, на рынке солнечных панелей – с 44% до 62%, а электромобилей – с 1% до 24%. В попытке защитить своих автопроизводителей ЕК инициировала недавно расследование в отношении государственных субсидий, предоставляемый китайским правительством национальным производителям электромобилей.

Такой рост обусловлен целенаправленным фокусом китайского промышленного развития на тех отраслях и видах продукции, которые полностью контролируются внутри страны. Курс на «самостоятельно формируемые» и «контролируемые» цепочки поставок президент Си Цзиньпин заявил в 2020 году.

По сути, Китай со своей стороны также участвует в процессе диверсификации, уменьшая свою зависимость от импорта промышленного сырья и компонентов, и при этом диверсифицируя свои экспортные рынки.

По данным статистического сервиса CTS, доля Китая в совокупном контейнерном импорте из Азии в Северную Америку за период с 2019 года сократилась с 65% до 60%. Однако на всех прочих экспортных рынках Китай, напротив, нарастил свою долю: в совокупном контейнерном импорте стран Латинской Америки доля поставок из Китая выросла с 75% до 80%, Африки — с 67% до 76%, Персидского залива — с 66% до 75%.

Как ранее писал InfraNews, в третьем квартале текущего года автомобили вышли на первое место в структуре российского импорта из Китая.  Всего за квартал совокупная стоимость поставок китайских автомобилей в РФ составила 6,5 млрд долларов США, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года и на 10% показатель предыдущего квартала.

Новости по теме


Свежие новости