Доминирование Китая на мировых рынках не только не ослабевает, но даже, напротив, усиливается
Внешняя торговля | За рубежом | Логистика | Декабрь 06, 2023, 14:47
![](https://www.infranews.ru/wp-content/themes/ratius/timthumb.php?src=https%3A%2F%2Fwww.infranews.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2023%2F06%2Fphoto_2023-06-13_11-52-52.jpg&h=&w=690&zc=1)
Несмотря на часто появляющиеся в СМИ публикации об ослаблении позиций Китая в мировой торговле и еще более неблагоприятных прогнозах, эксперты отмечают, что влияние Китая в мировой торговле, напротив, усиливается.
Этим процессам посвящена колонка вице-президента S&P Global Market Intelligence по логистике и цепочкам поставок и организатора серии отраслевых конференций TPM Forum Питера Тиршвелла в Nikkei Asia Review.
Тиршвелл отмечает, что в то время, как глобальные бренды переносят производство из Китая в другие регионы, чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок и сократить расходы на логистику, Китай стремительно наращивает свое влияние в отраслях, ориентированных на экологичное потребление и производство. Объемы зарубежных поставок продукции этих отраслей из КНР растут, при том, что совокупный объем экспорта падает, и в октябре темпы спада уже достигли 6,4% год к году. В результате, несмотря на снижение объемов, доля Китая в совокупном экспорте азиатских стран в стоимостном выражении практически не изменилась с 2017 года и составляет около 36%.
По данным S&P Global Ratings, Китай сокращает экспорт продукции, собираемой в стране из поставляемых из-за рубежа компонентов, но наращивает поставки продукции, производство которой страна полностью контролирует.
Между тем, производственные цепочки товаров массового потребления активно перестраиваются с переносом производства из Китая в Юго-Восточную Азию, Восточную Европу, Северную Африку и Латинскую Америку. Китай по-прежнему имеет самую большую долю в структуре контейнерного импорта в США, однако она сократилась в этом году до 39% по сравнению с 46% в 2018 году. Между тем, растут доли поставок из таких стран как Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бангладеш, Южная Корея, Индия, Индонезия и Турция.
Этот процесс начался до пандемии и был обусловлен увеличением стоимости труда в Китае. Пандемия ускорила его, так как напугала западные рынки степенью их зависимости от китайских поставок и пониманием того, что новый кризис может случиться в любой момент, спровоцированный новым геополитическим обострением, погодной катастрофой, кибератакой или еще какой-то новой инфекцией.
Однако с зелеными технологиями и продукцией картина совсем иная. За период с начала 2019 года по середину текущего года Китай нарастил свою долю на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов с 48% до 61% в стоимостном выражении, на рынке солнечных панелей – с 44% до 62%, а электромобилей – с 1% до 24%. В попытке защитить своих автопроизводителей ЕК инициировала недавно расследование в отношении государственных субсидий, предоставляемый китайским правительством национальным производителям электромобилей.
Такой рост обусловлен целенаправленным фокусом китайского промышленного развития на тех отраслях и видах продукции, которые полностью контролируются внутри страны. Курс на «самостоятельно формируемые» и «контролируемые» цепочки поставок президент Си Цзиньпин заявил в 2020 году.
По сути, Китай со своей стороны также участвует в процессе диверсификации, уменьшая свою зависимость от импорта промышленного сырья и компонентов, и при этом диверсифицируя свои экспортные рынки.
По данным статистического сервиса CTS, доля Китая в совокупном контейнерном импорте из Азии в Северную Америку за период с 2019 года сократилась с 65% до 60%. Однако на всех прочих экспортных рынках Китай, напротив, нарастил свою долю: в совокупном контейнерном импорте стран Латинской Америки доля поставок из Китая выросла с 75% до 80%, Африки — с 67% до 76%, Персидского залива — с 66% до 75%.
Как ранее писал InfraNews, в третьем квартале текущего года автомобили вышли на первое место в структуре российского импорта из Китая. Всего за квартал совокупная стоимость поставок китайских автомобилей в РФ составила 6,5 млрд долларов США, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года и на 10% показатель предыдущего квартала.
Новости по теме
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
На терминале «Трансконтейнера» в Забайкальске скопились тысячи груженых контейнеров из Китая
Около 5,5 тысяч контейнеров, груженых российским импортом из Китая, скопилось на терминале «Трансконтейнера» на железнодорожном погранпереходе Забайкальск – Манчжурия. В компании объясняют двухнедельные задержки при отправлении грузов возросшим спросом и проблемами на Восточном полигоне, но в РЖД сообщили InfraNews, что терминал в Забайкальске не грузит контейнеры на платформы других собственников и не использует остальные возможности избежать скопления грузов на терминале
-
Контейнерные терминалы Дальнего Востока вновь забились импортом
Как и два года назад, портовые и тыловые терминалы на Дальнем Востоке оказались переполнены гружеными контейнерами, пришедшими в Россию через морские порты. Система вывоза импортных контейнеров с помощью полувагонов в мае дала сбой, сообщают контейнерные операторы, а фитинговые платформы из центра страны на Дальний Восток не пропускает РЖД, считая это неэффективным для общей пропускной способности сети. Впрочем, в РЖД не считают ситуацию критической, заверяя в том, что полувагонов для вывоза всех импортных контейнеров с Дальнего Востока достаточно.
Свежие новости
-
Segezha Group отправило первое судно в навигацию 2024 года из Онеги в Египет
Грузовой теплоход, груженный 4,9 тыс. куб. м сосновых пиломатериалов, проследует в египетский порт Александрия через Гибралтарский пролив, связывающий Атлантический океан со Средиземным морем
-
Нет фото
Уточнение
Исследовательское агентство InfraNews сообщает покупателям «Контейнерного отчета по итогам 2023
-
Чистая прибыль CMA CGM во II квартале 2024 года упала более чем в два раза – до $661 млн
Показатель EBITDA за описываемый период сократилась за год на 4,3% и составила $2,48 млрд
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
Перевалка зерна в российских портах в первом полугодии выросла на 10%
Основной объем зерна морским путем традиционно отправлен на экспорт: по итогам первых шести месяцев текущего года Россия экспортировала через свои порты 31,7 млн тонн, что на 16,7% превышает уровень прошлого года