Госрегулирование в портах вызвало споры среди чиновников и участников рынка
Ведомства и отраслевые организации начали отсылать в правительство отзывы на проект методики ФАС по установлению тарифов в портах. Как пишет Коммерсант, это первая попытка возврата госрегулирования в сектор, где оно однажды было прекращено.
Оказание услуг в морских портах исторически было регулируемым, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение устанавливались ФСТ в валюте. Но в 2013 году для большей части портов регулирование было отменено. В марте 2014 года вышло распоряжение правительства, исключающее операторов морских терминалов из реестра субъектов естественных монополий.
Но в октябре 2015 года президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах, причем уже из протокола заседания комиссии слово “внутренние” исчезло. Весной ФАС запросила у стивидоров огромный объем документов, проанализировала их и пришла к выводу о наличии “кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования”. Были возбуждены антимонопольные дела в отношении нескольких крупных стивидоров, а вскоре ФАС опубликовала проект методики расчета тарифов. По нему регулируется предельная доходность стивидорного бизнеса и отменяются приказы ФСТ о снятии регулирования в портах.
Согласно письму директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Ярослава Мандрона, Минэкономики согласовало идеи ФАС в представленном виде. Но министерство предложило включить в методику положение о необходимости учета доходов и расходов как по регулируемым, так и по нерегулируемым видам услуг, чтобы прибыль от последних перераспределялась в пользу снижения тарифов.
Совет потребителей услуг ФГУП “Росморпорт” подготовил заключение на методику. В нем мнения разделились: стивидоры посчитали госрегулирование чрезмерным, а грузоотправители, у которых своих портов или терминалов нет, — необходимым.
Стивидоры полагают, что отказ от прямого ценового регулирования обеспечил активное развитие инфраструктуры. Кроме того, как отмечают стивидоры, ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании. При принятии методики возможны критическое снижение выручки и налога на прибыль портов, проблемы с обслуживанием кредитов, остановка проектов модернизации. По их мнению, инвестиции РЖД в развитие Восточного полигона, подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, станут бессмысленными.
Стивидоры также сомневаются в заключениях ФАС о взрывном росте тарифов. В Global Ports отметили, что предложения ФАС и оценка их влияния на отрасль и экономику базируются на спорных, вызывающих возражения всего портового сообщества тезисах, необоснованных с точки зрения экономики порта предпосылках и не учитывают специфику работы стивидоров.
Новости по теме
-
«Петролеспорт» построит на терминале цех для ремонта контейнеров
Проект уже получил положительное заключение экспертизы
-
В китайский Новый год закроется 9 из 19 погранпереходов
Работу в штатном режиме продолжат железнодорожные погранпереходы и автомобильные в Забайкальском крае
-
Терминалы компании «Дело» в Новороссийске отчитались об объёмах перевалки зерна и контейнеров в 2024 году
Стивидорная компания «ДелоПортс» нарастила перевалку на контейнерном терминале НУТЭП и зерновом терминале КСК в порту Новороссийск по итогам 2024 года
Свежие новости
-
«Петролеспорт» построит на терминале цех для ремонта контейнеров
Проект уже получил положительное заключение экспертизы
-
В китайский Новый год закроется 9 из 19 погранпереходов
Работу в штатном режиме продолжат железнодорожные погранпереходы и автомобильные в Забайкальском крае
-
DFDS сократила операционную прибыль за 2024 год более чем на треть
Снижение обусловлено изменениями в конкурентоспособности операций в Средиземном море
-
Терминалы компании «Дело» в Новороссийске отчитались об объёмах перевалки зерна и контейнеров в 2024 году
Стивидорная компания «ДелоПортс» нарастила перевалку на контейнерном терминале НУТЭП и зерновом терминале КСК в порту Новороссийск по итогам 2024 года
-
В 2024 году Россия нарастила импорт китайской автотехники на 13% до 25,5 млрд долларов
Основной объем импорта пришелся на легковые автомобили: по итогам прошлого года в Россию ввезено 1,03 млн единиц на сумму 15 млрд долларов