Оперативный срез ситуации на рынке ж/д контейнерных перевозок
Железная дорога | Контейнеры | Статистика | Май 17, 2022, 17:59
Мы проанализировали оперативные данные РЖД по динамике контейнерных перевозок в разрезе номенклатур и направлений. Недельные срезы оперативных данных могут быть неточными, и важно иметь в виду вероятность сильных искажений картины из-за разбивки на такие короткие промежутки времени, тем более с учетом майских праздников. Тем не менее, ситуация развивается настолько динамично, что отлеживать ее в режиме максимально приближенном к реальному времени представляется нам важным и интересным.
Мы видим, что на фоне санкций, введенных после эскалации российско-украинского конфликта, объемы железнодорожных контейнерных перевозок на сети РЖД стали динамично снижаться, за исключением непродолжительного роста экспорта в марте на фоне вывода парков глобальных контейнерных операторов. Особенно резко падают импорт и транзит. В импорте падение отчасти обусловлено эффектом от перезаключения контрактов и опережающих поставок в начале кризиса в стремлении опередить санкции, отчасти – карантинными локдаунами в Китае. Они же – одна из причин тотального спада в транзите. В экспорте в спаде в какой-то мере виноват дефицит оборудования. Эта ситуация должна выправиться в ближайшее время: большие объемы контейнеров закуплены и уже в пути. Также имеет место эффект от вынужденного перезаключения контрактов. Так что часть падения рынок в ближайшие месяцы отыграет.
Внутренние контейнерные перевозки
Объемы погрузки контейнеров на сети РЖД во внутреннем сообщении сократились за последние пять недель (три недели апреля и две первые недели мая) на 6,8%. 10 крупнейших номенклатур в этом сегменте, на которые в апреле-мае прошлого года приходилось более 82% совокупного объема внутренних контейнерных перевозок, показали снижение в среднем на 7,9%.
Из топ-10 выросли объемы перевозок только по двум номенклатурам: объемы отправок черных металлов в контейнерах во внутреннем сообщении выросли за этот период в среднем на 12% г/г до 9,5 тыс. TEU, метизов – на 5% до 6,7 тыс. TEU.
Транзит
Доля 10 крупнейших транзитных номенклатур, составлявшая в апреле-мае прошлого года почти 93% совокупного транзитного трафика, сократилась за последние пять недель до 81%, на прошедшей неделе – до 58%.
Между тем, крупнейшей транзитной номенклатурой стали химические и минеральные грузы, на которые в апреле-мае прошлого года приходилось 0,1% транзитных контейнерных перевозок. В среднем за последние пять недель их доля в структуре транзитного трафика составила 11%, на прошедшей неделе на фоне резкого сокращения транзитного трафика превысила 30%. За последние пять недель объемы контейнерного транзита минеральных и химических удобрений составили более 5 тыс. TEU. Также немного выросли объемы транзита некоторых продовольственных грузов.
Экспорт
Объемы контейнерного экспорта за последние 5 недель составили немногим более 110 тыс. TEU, что на 23% меньше, чем годом ранее. По 10 крупнейшим номенклатурам, на которые в апреле прошлого года пришлось более 93% совокупного объема экспортных контейнерных перевозок на сети РЖД, объем отгрузок за период с начала апреля был на 25% ниже прошлогоднего показателя.
Наименее значительно – менее 10% – сократились отправки сборных грузов (-3% г/г), бумаги (-7%) и черных металлов (-7%). При этом на прошлой неделе разрыв в объёмах экспортных отправок бумаги резко увеличился до -20% к уровню прошлого года, а черных металлов – до +22%.
За последние пять недель заметно вырос спрос на контейнерный экспорт продовольственных номенклатур– мяса, рыбы, зерна и продуктов перемола. Однако объемы этих перевозок весьма невелики – все они находятся во второй двадцатке, и доля каждой в структуре совокупного объема железнодорожного контейнерного экспорта не превышает 1,5%.
Импорт
Объемы контейнерного импорта за последние 5 недель составили немногим более 60 тыс. TEU, что на 30% меньше, чем годом ранее. По 10 крупнейшим номенклатурам, на которые в апреле-мае прошлого года приходилось более 94% совокупного объема импортных контейнерных перевозок на сети РЖД, объем отгрузок за три недели апреля в две недели мая был на 32% ниже прошлогоднего показателя.
Наиболее значительно сократились импортные отгрузки автомобилей: с начала мая недельные объемы сократились до 200-300 TEU, что примерно в десять раз меньше, чем в прошлом году.
Из топ-10 контейнерных номенклатур в импорте выросли только объемы перевозок бумаги: 1,7 тыс. TEU за последние пять недель, что на 5% больше, чем годом ранее. Однако с начала мая эти поставки также резко сократились – недельный трафик сократился примерно в три раза к уровням апреля. В апреле был резкий всплеск спроса в импортных перевозках зерна – до более 300 TEU в неделю – но в мае они полностью прекратились.
Новости по теме
-
«РЖД Логистика» начала отправлять мелассу в Иран по западной ветке МТК «Север-Юг»
На сегодняшний день по этому маршруту в Иран отправлено уже около 700 тонн
-
ПГК обновляет парк полувагонов
Новый контракт касается универсальных четырехосных полувагонов модели 12–9853 производства «Тихвинского вагоностроительного завода»
-
Рост цен на ремонт грузовых вагонов в 2025 году не превысит 20%
Несмотря на сообщения СМИ в конце прошлого года, рост цен на ремонт вагонов в 2025 году не превысит 20% на частных предприятиях и 13,8% на государственных. Участники операторского рынка не исключают, что даже при таком уровне индексации оставление части вагонного парка в отстой неизбежно, но в большей степени затронет профицитные полувагоны
Свежие новости
-
«Петролеспорт» построит на терминале цех для ремонта контейнеров
Проект уже получил положительное заключение экспертизы
-
В китайский Новый год закроется 9 из 19 погранпереходов
Работу в штатном режиме продолжат железнодорожные погранпереходы и автомобильные в Забайкальском крае
-
DFDS сократила операционную прибыль за 2024 год более чем на треть
Снижение обусловлено изменениями в конкурентоспособности операций в Средиземном море
-
Терминалы компании «Дело» в Новороссийске отчитались об объёмах перевалки зерна и контейнеров в 2024 году
Стивидорная компания «ДелоПортс» нарастила перевалку на контейнерном терминале НУТЭП и зерновом терминале КСК в порту Новороссийск по итогам 2024 года
-
В 2024 году Россия нарастила импорт китайской автотехники на 13% до 25,5 млрд долларов
Основной объем импорта пришелся на легковые автомобили: по итогам прошлого года в Россию ввезено 1,03 млн единиц на сумму 15 млрд долларов