«Фининвест» отложил проект строительства ТЛЦ «Хабаровский» на 2030 год

На фоне системных сложностей с отправками контейнеров в направлении Дальнего Востока инвестор контейнерного терминала в Хабаровске холдинг «Фининвест» отложил реализацию проекта до 2030 года. По прогнозам главы холдинга Александра Кахидзе, если РЖД не увеличит лимиты для экспортных контейнерных поездов по Восточному полигону, то перевозки импортных контейнеров в полувагонах надолго станут безальтернативным способом вывоза грузов в центр страны

Холдинг «Фининвест» отложил строительство контейнерного терминала в Хабаровске на 2030 год, рассказал глава холдинга Александр Кахидзе в ходе конференции «PRO/Движение.Восток».

Ранее компания планировала завершить первый этап строительства терминала мощностью 150 тыс. TEU в 2024 году, полная реализация проекта ТЛЦ «Хабаровский» с выходом на мощность 300 тыс. TEU была намечена на 2025 год. В октябре 2023 года в интервью InfraNews Александр Кахидзе подтверждал, что проект находится на стадии проектирования.

Однако, с начала 2024 года наряд-заказы на контейнерные поезда сократились в среднем на 50% относительно 2023 года «по всем дорогам» с выездом из европейской части на Дальневосточную железную дорогу, рассказал Александр Кахидзе. «А если взять Свердловскую дорогу, то сокращение составляет от минус 50% еще минус 50%! Если взять сухие цифры, то из 100 поездов, которые нам нужно отправить, наряд-заказы выдают на 20, а из этих 20 отправляется только 10. Как можно вывезти продукцию? Зачем строительство терминалов вообще, если мы нынешние объемы не можем удовлетворить?» – недоумевает он.

В такой ситуации было бы целесообразным «сначала то, что построено загрузить, реализовать, а потом плавно переходить дальше», считает Александр Кахидзе, «поэтому Хабаровск логичнее смотрится со смещением сроков на 2030 год», добавил он. Глава «Фининвеста» подчеркнул, что если угольные компании с начала года увеличили перевозки по Восточному полигону на 1% к прошлогоднему уровню, то «контейнерщики могут похвастаться только минус 50% по Дальнему Востоку». «Пока лимиты такие. Нам обещают их частично восстановить, надеюсь, что это произойдет, и мы по году увидим другие цифры», – добавил он.

Как ранее писал InfraNews, начиная с января 2024 года РЖД резко ограничили выдачу наряд-заказов на пропуск груженых контейнерных поездов в направлении Дальнего Востока по Транссибу по согласованным заявкам грузоотправителей. Тогда в РЖД это объясняли «сложными погодными условиями зимой» и необходимостью провезти по Восточному полигону больше угля. Контейнерные операторы ожидали улучшения ситуации весной, но уже в начале апреля глава ЦФТО РЖД Алексей Шило сообщил журналистам, что для пересмотра введенных в январе лимитов нет оснований: действовавшие в прошлом году преференции для контейнерных поездов по поручениям Президента РФ на текущий год не продлены, «поэтому каких-либо дополнительных изъятий из общих правил на Восточном полигоне для контейнеров сейчас не предусмотрено».

За первые четыре месяца 2024 года сложившаяся ситуация усугубила уже имеющийся дисбаланс экспортных и импортных контейнерных перевозок, что привело к затариванию гружеными и порожними контейнерами терминалов в центральной части страны и дефициту фитинговых платформ на Дальнем Востоке. Александр Кахидзе подчеркнул, что «сегодня на каждые ввезенные два с половиной импортных контейнера отправляется один экспортный», а в ближайшее время это соотношение станет три к одному. «При сокращении отправок фитинговых платформ другого пути, кроме как развивать отправки контейнеров с Дальнего Востока в полувагонах, не будет», – предупредил глава «Фининвеста».

В начале 2023 года президент РФ Владимир Путин поручил Минтрансу России и РЖД обеспечить вывоз контейнерного импорта из портов Дальнего Востока, который резко вырос после начала СВО. Для этого РЖД организовали десятки дополнительных поездов с контейнерами в универсальных полувагонах, освободившихся на Дальневосточной железной дороге из-под экспортного угля. В РЖД называли эти меры вынужденными и временными, а операторы – «технологически не оптимальными», настаивая на необходимости увеличения контейнеризации экспорта. Уже тогда участники рынка и эксперты прогнозировали, что в результате применения этой технологии возникнут системные проблемы с подачей порожних контейнеров и фитинговых платформ под погрузку на Дальнем Востоке.

Подробнее о ситуации на рынке контейнерных перевозок читайте в свежем исследовании InfraNews.  

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости