РЖД не видит необходимости в увеличении лимитов для вывоза контейнеров на Дальний Восток

Сниженные в январе лимиты на «наряд-заказы» по отправке контейнерных поездов на Дальний Восток в ближайшее время пересматриваться не будут, поскольку в РЖД не видят для этого необходимости. Между тем, не отправленные на восток груженые и порожние контейнеры начали скапливаться не только на терминалах Московского транспортного узла, но и в Санкт-Петербурге, поскольку морские линии не готовы взять на себя дополнительный объем груза. Проблемой доставки социально значимых грузов на Дальний Восток, значительная доля которых перевозится в контейнерах, уже обеспокоились в правительстве РФ

Как рассказал журналистам заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, сегодня у РЖД нет ни необходимости, ни поручений от руководства страны «форсировать вывоз контейнеров» в направлении дальневосточных терминалов.

«Контейнеры едут в рамках тех очередей, которые для них предусмотрены, – это восьмая очередь, – сказал Алексей Шило, отвечая на вопрос InfraNews о возможном увеличении лимитов на контейнерные поезда по Восточному полигону. – Понятно, что по этой причине общий объем контейнерных грузов <по Восточному полигону> в этом году снижается. В зависимости от того, по каким направлениям тот или иной контейнерный оператор доставляет свои грузы, в зависимости от договорных взаимоотношений с портами и прочими факторами, наверное, у них может варьироваться это снижение. Мы в целом видим, что по «контрольному сечению» – это самый восточный участок Восточного полигона – объем контейнерных перевозок сократился на 8,8% в первом квартале 2024 года».

Одна из причин понижения контейнеров в «очереди» на погрузку – правительственные поручения по повышению приоритета внутренних перевозок нефтепродуктов по железной дороге в связи с ограничением их экспорта из России. «Мы решением правления подняли приоритет нефтепродуктов в третью очередь и успешно справляемся с поставленной нам задачей», – рассказал замглавы РЖД.

Алексей Шило напомнил, что в приоритетном порядке также осуществляются перевозки угля по президентским поручениям и соглашениям с угледобывающими регионами (всего таких соглашений в настоящее время шесть), а в целом «объем грузов, закрепленный в рамках приоритетной очереди, превышает 60% от всех перевозок по Восточному полигону». «Соответственно все остальные грузы будут вынуждены чуть-чуть поделиться, – констатировал он. – Конечно, хотелось бы везти контейнеров больше, но мы понимаем, что освоить весь объем на Восточном полигоне мы не можем».

Глава ЦФТО пояснил, что в прошлом году объемы вывоза контейнеров на Дальний Восток были в приоритете за счет соответствующих поручений правительства, а «поделиться» пришлось угледобывающим предприятиям Кузбасса. «Основная задача заключалась в том, чтобы вывезти грузы стратегического импорта из портов Дальнего Востока. С этой задачей мы полностью справились и для вывозов импорта стабильно везли на Дальний Восток 22 контейнерных поезда в сутки, – подчеркнул Алексей Шило. – На данный момент загрузка терминалов на Дальнем Востоке составляет всего 51%. То есть сегодня нет необходимости каким-то образом форсировать вывоз туда контейнеров, чтобы забирать стратегический импорт».

Он добавил, что ставки морского фрахта «выровнялись с точки зрения Северо-Запада и портов Дальнего Востока», что позволяет контейнерным операторам использовать маршруты для доставки контейнеров в Азию через порты Балтийского моря. «Поэтому каких-либо дополнительных изъятий из общих правил на Восточном полигоне для контейнеров сейчас не предусмотрено», – констатировал замглавы РЖД.

О проблеме с вывозом контейнеров из центра страны на Дальний Восток операторы впервые заговорили в начале 2024 года, когда РЖД резко сократили лимиты на «наряд-заказы» по отправке контейнерных поездов из Московского транспортного узла в направлении Дальнего Востока. По оценкам операторских компаний, речь шла о сокращении в 15%–45%. Это привело к скоплению груженных контейнеров на терминалах Московского транспортного узла и дефициту порожних контейнеров на Дальнем Востоке, в частности, в Хабаровске.

Улучшения ситуации на рынке ожидали в апреле, но судя по согласованным планам операторов на апрель, этого не произошло. Более того, рекомендацией РЖД воспользоваться портами Северо-Запада для вывоза своих контейнеров в Азию операторы тоже вряд ли смогут. Как рассказали InfraNews участники рынка, морские линии не способны вывезти весь предлагаемый объем груза, в результате чего терминалы и склады Санкт-Петербурга «забиты» гружеными и порожними контейнерами.

Как подтвердил InfraNews генеральный директор компании С-Shipping Алексей Гагаринов, выступающий линейным агентом судоходного альянса OVP Shipping и Safetrans Line альянса в Санкт-Петербурге, морские линии сейчас не принимают к перевозке на своих судах стороннее контейнерное оборудование, а стремятся доставить в Азию прежде всего свои груженые и порожние контейнеры. Главная причина – весовой дисбаланс импортных и экспортных грузопотоков. «В Санкт-Петербург из портов Азии мы привозим контейнеры, загруженные в среднем на 14–18 тонн, а обратно с экспортом отгружаются контейнеры по 25–30 тонн. В результате при экспортной отправке мы просто не в силах вывезти все порожние контейнеры и экспортный груз из Санкт-Петербурга», – рассказал он InfraNews.

На ситуацию с перевозками контейнеров по Восточному полигону уже обратили внимание и в правительстве. В начале апреля заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев дал поручения Минтрансу, Минэкономразвития, Минвостокразвития и РЖД по обеспечению «приоритетного вывоза социально значимых грузов» в связи с задержками при отправке контейнеров на Дальний Восток.

Он заявил, что «от своевременных и ритмичных поставок контейнеров и вагонов с социально значимыми грузами зависит жизнедеятельность продуктовых, медицинских и строительных предприятий, а также организаций агропромышленного комплекса». «Ни одно предприятие не должно остановить свою работу. Необходимо обеспечить доставку всех жизнеобеспечивающих грузов «северного завоза». Никакие срывы здесь недопустимы», – подытожил зампред правительства.

 

InfraNews

Новости по теме


  • В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ

    Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино

    26 апреля, 2024, 17:03
  • «Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»

    Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару

    25 апреля, 2024, 13:43
  • В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов

    Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе

    25 апреля, 2024, 11:43

Свежие новости