На сети РЖД отставлены от движения сотни контейнерных поездов

Как стало известно InfraNews, в последние два месяца на сети РЖД возникла критическая ситуация с отправками контейнерных поездов. Из-за наращивания отправок угля по Восточному полигону от движения отставлены сотни контейнерных поездов, при этом срок простоя некоторых из них превышает месяц. В феврале ситуация несколько улучшилась, но нормализации движения на железной дороге контейнерные операторы ожидают не ранее, чем в апреле. В РЖД объяснили задержки погодными условиями.

По состоянию на 11 января на сети РЖД был отставлен от движения 201 контейнерный поезд, простой более 80 из них достигал более двух недель, следует из письма председателя президиума Евразийского союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергея Мальцева в адрес первого заместителя генерального директора РЖД Сергея Кобзева (копия письма имеется в распоряжении InfraNews). По его словам, это в семь раз больше, чем год назад (тогда количество «брошенных» поездов составляло 12), и подчеркивает, что указанные поезда были приняты РЖД к перевозке после всех согласований и полностью оплачены, а «некоторые поезда в пути следования были оставлены неоднократно и 47 поездов от общего количества отставлены без соответствующих приказов ОАО «РЖД».

В приложении к письму ЕСП перечислил все отставленные от движения контейнерные поезда, большинство из которых следовало назначением на станции Дальнего Востока, но среди них есть и те, которые отправлялись на станции Московского транспортного узла и Юга России. В своем письме Сергей Мальцев подчеркивает, что «сложившаяся ситуация дестабилизирует рынок железнодорожных контейнерных перевозок»: нарушаются сроки доставки грузов, в том числе требующих соблюдения температурного режима, под угрозу ставятся поставки в рамках «северного завоза», ухудшается баланс парка, задействованного для обеспечения импорта из Китая и экспорта с предприятий непрерывного цикла производства. В связи со сложившейся ситуацией глава ЕСП призвал РЖД «принять срочные меры по подъему отставленных контейнерных поездов» и создать оперативный штаб для решения этих задач. 

В ЕСП оперативно комментировать InfraNews ситуацию и предоставлять данные не смогли.

В пресс-службе РЖД приведенные в январском письме ЕСП цифры не подтвердили, а сложившуюся ситуацию связали с «аномальными морозами» и «обильными снегопадами». Именно погодные условия, по данным холдинга, привели к невозможности проведения перегрузочных и швартовых операций в портах, и как следствие к введению конвенционных ограничений на погрузку в адрес ряда морских терминалов.

«Технология работы в таких условиях предполагает, что в первую очередь временно отставляются поездные формирования с порожними контейнерами, – заявили в компании. – Со второй половины 2022 года контейнерные перевозки находятся на особом контроле, на регулярной основе проводится отдельный штаб по перевозке контейнеров, где в тесном взаимодействии с клиентами вырабатываются необходимые решения».

В начале февраля ряд операторов уже направили грузоотправителям официальные уведомления о задержках доставки грузов по вине РЖД (копии есть в распоряжении InfraNews). В частности, компания SWIFT уведомила клиентов о том, что РЖД отставили поезда «по коду 22 – отсутствие локомотивов», и ввели «лимитирующие ограничения» на максимальное количество отправляемых вагонов. В свою очередь, московский филиал компании «Рускон» (входит в группу «Дело») уведомил клиентов, что на Восточном полигоне ранее запланированный на февраль объем наряд-заказов на контейнерные поезда сокращен на 10%, «по имеющейся информации, сокращения лимита на тот же объем будет применено и в марте», говорится в письме.

Основная причина сложившейся ситуации – сверхнормативные отправки угля в декабре и январе, убеждены опрошенные InfraNews контейнерные операторы. Они отмечают, что в феврале количество «брошенных» составов на сети РЖД уменьшилось, но много поездов простаивает на станциях отправления, несмотря на согласованные заявки и полученные наряд-заказы. Нормализации эксплуатационной обстановки они ожидают только в апреле 2024 года. По данным InfraNews, только у крупнейшего оператора «Трансконтейнера» (входит в группу «Дело») по состоянию на 6 февраля от движения было отставлено 30 контейнерных поездов, следовавших на Восточный полигон. В пресс-службе компании комментировать ситуацию InfraNews отказались. 

Генеральный директор компании «Амтек» Армен Минасян в беседе с InfraNews подтвердил, что проблемы с «брошенными» контейнерными поездами начались еще в декабре на фоне увеличения отправок угля. По его мнению, сложившаяся ситуация во многом спровоцирована ростом мировых цен на уголь и увеличением его отправок на экспорт.  

Между тем, собеседник InfraNews в одной из аналитических компаний, занимающийся анализом угольного рынка, заявил, что мировые цены на уголь хоть и начали расти в декабре, но еще не компенсировали предыдущего падения. В то же время, по его мнению, обострить ситуацию на железной дороге мог конфликт угольщиков с терминалом «ОТЭКО» в Тамани: в условиях низких цен стивидор отказался пропорционально снижать цены на перевалку грузов в порту. «В результате часть объемов, ранее следовавших на юг через Черное море, перераспределилась между портами Северо-Запада и Дальнего Востока», – предположил собеседник InfraNews.

Ранее ряд угольных компаний, среди которых крупнейшие СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит» и другие, заявили о прекращении отправок в направлении угольного терминала «ОТЭКО» в Тамани из-за отказа последнего снизить тарифы на перевалку. Источник InfraNews в одной из угольных компаний это подтвердил, заявив о том, что «в феврале ни одна угольная компания из Кузбасса не отправила свой груз через терминал «ОТЭКО».

В самом ОТЭКО в ответ на запрос InfraNews заявили, что «ставки навалочного терминала в порту Тамань соответствуют рынку». «Компания применяет единую тарифную политику, которая предусматривают различные скидки и коэффициенты для стимулирования повышенной загрузки вагонов, диспетчеризации, «долгих» контрактов и т.д.», – заявили в компании, добавив, что «готовы к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными экспортёрами». В пресс-службе «ОТЭКО» также подчеркнули, что с учетом проектной мощности навалочного терминала более 70 млн тонн в год и «при условии расширения «узких» мест на железной дороге, только один таманский терминал способен закрыть годовую потребность Индии в металлургическом угле», географически ближе к «самым емким угольным потребителям» в Индии, странах Ближнего Востока и Африки, а также Турции.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости