Аналитик Xeneta предупреждает о нюансах привязки контрактных цен к спотовым индексам
За рубежом | Контейнеры | Море | Ставки | Июнь 20, 2024, 15:09
Аналитик сервиса мониторинга ставок на контейнерные перевозки Xeneta Филипп Хенесси опубликовал колонку, в которой предупреждает о рисках заключения долгосрочных контрактов с линиями, в которых цены на перевозку привязаны к уровням спотовых индексов. Переплаты по таким контрактам могут исчисляться миллионами долларов.
В целом, механизм нефиксированных, а привязанных к индексам, ставок в долгосрочных контрактах аналитик считает очень эффективным и прогрессивным инструментом, позволяющим сторонам контракта делить риски и прибыли, связанные с волатильностью рынков. Еще одним преимуществом таких контрактов является то, что они исключают необходимость в пересмотрах условий контракта в случаях резких изменения рынка – а такие ситуации в последние годы стали очень нередкими.
Однако он обращает внимание грузоотправителей на один важный нюанс. Стандартной единицей на рынке контейнерных перевозок является TEU – эквивалент 20-футового контейнера. И многие индексы также рассчитываются для TEU. И многие контракты привязываются к TEU-индексам.
Однако перевозки в, собственно, 20-футовых контейнерах составляют лишь около 20%, основной объем перевозится в 40-футовых контейнерах. Когда речь идет об объемах, тут нет никаких проблем: один FEU равен 2 TEU. В вопросе ставок, все далеко не так линейно. В качестве примера Хенесси приводит динамику ставок за перевозку обоих типов оборудования на маршрутах из Китая в Бразилию и в северную Европу – см. графики. Эти маршруты являются своего рода экстремумами: на маршрутах в Бразилию дифференциал между стоимостью перевозки FEU и TEU минимален, на маршрутах в северную Европу он максимальный.
По данным Xeneta, в период с 2020 по май 2024 года средняя разница составляла 10%, варьируясь в течение этого промежутка времени от 1% до 27%. Минимальный разрыв между этими двумя ставками в этот период был всего 9 долларов за контейнер, а максимальный – 2,6 тыс. долларов.
Для маршрута Шанхай – Антверпен стоимость перевозки одного FEU в среднем за этот период превышала ставку за TEU на 79%. Разница варьировалась от 64% до 93%, в абсолютных цифрах – от 368 долларов до 6,6 тыс. долларов.
В приведенной ниже таблице приведены данные по разнице в ставках за TEU/FEU на других основных торговых маршрутах в период с 2020-го по май 2024 года.
Мы видим, что, во-первых, разница очень различается для разных торговых коридоров, во-вторых, она заметно меняется во времени. Но одно совершенно точно: разница меньше двух крат. И если условия контракта заставляют отправителя 40-футовых контейнеров оплачивать фрахт по ставке, рассчитанной как двукратная ставка за перевозку 20-футового контейнера переплата на тысячу контейнеров может исчисляться миллионами долларов.
Новости по теме
-
Ближневосточный кризис на руку фидерным операторам – Alphaliner
X-Press за последние 12 месяцев увеличил вместимость своего флота на 22% до почти 187 тыс. TEU
-
Новый рекорд судостроительных заказов на контейнерном рынке
Несмотря на рекордный приток нового тоннажа, заказанного в период коронакризиса, массовая переориентация судов на маршрут вокруг Африки в обход Красного моря создала дополнительный искусственный спрос на судовые мощности
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня 2022 года
Растущий спрос на контейнерную перевалку обусловил рост совокупного грузооборота порта на 3%
Свежие новости
-
Вместимость парка контейнеров FESCO выросла до 180 тыс. TEU
На начало года в парке компании было свыше 101 тыс. контейнеров общей вместимостью 173,7 тыс. TEU.
-
Ближневосточный кризис на руку фидерным операторам – Alphaliner
X-Press за последние 12 месяцев увеличил вместимость своего флота на 22% до почти 187 тыс. TEU
-
Новый рекорд судостроительных заказов на контейнерном рынке
Несмотря на рекордный приток нового тоннажа, заказанного в период коронакризиса, массовая переориентация судов на маршрут вокруг Африки в обход Красного моря создала дополнительный искусственный спрос на судовые мощности
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня 2022 года
Растущий спрос на контейнерную перевалку обусловил рост совокупного грузооборота порта на 3%
-
На «Терминале Морской рыбный порт» в Санкт-Петербурге сменился генеральный директор
На посту генерального директора Сергей Толстоухов сменил Елену Сахартову, возглавлявшую порт с начала 2019 года