Собственные поездные формирования под вопросом
Железная дорога | Логистика | Новости | Апрель 06, 2012, 18:13
Принятие постановления правительства о “Об основах регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава” затянулось. Документ был отправлен на согласование в феврале, но чиновники до сих пор не могут договориться по поводу некоторых его пунктов.
Так, у Минэкономики возникли претензии к предложению Минтранса зафиксировать в постановлении использование операторами так называемых собственных поездных формирований. Минэкономики настаивает на исключении этого термина из документов, так как согласно одобренной правительством “Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года” отрасль должна перейти от практики отдельных СПФ к полноценным локальным железнодорожным перевозчикам. Идея предусматривает, что частные компании смогут стать не просто владельцами и операторами вагонов, а аналогичными РЖД перевозчиками с собственными поездами. Это следует из отправленного в начале апреля письма замминистра экономического развития Станислава Воскресенского в адрес Минтранса. Однако и Минтранс, и ОАО РЖД не торопятся выпускать на рынок частных перевозчиков, хотя независимые игроки рассчитывали на легитимизацию такой формы работы уже в этом году.
СПФ подразумевают использование частными компаниями своих локомотивов для перевозки грузов на магистральных путях (локомотивные бригады при этом берутся в аренду у ОАО РЖД). Формально СПФ были разрешены приказом Минтранса в 2007 году. Теоретически любой участник рынка может добиться разрешения на свои поезда, если получит соответствующую лицензию от Госжелдорнадзора (подразделение Ространснадзора), а затем согласует курсирование этих поездов на конкретных участках у первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова, пояснили в пресс-службе монополии.
Однако в реальности эта практика – скорее исключение, чем правило. По данным ОАО РЖД, свои поезда на путях общего пользования сейчас могут использовать только “Трансойл” Геннадия Тимченко, “Нефтетранссервис” братьев Аминовых, Новая перевозочная компания и “Балттранссервис” (входят в группу Globaltrans), а также “Акрон-Транс”, подконтрольный холдингу “Акрон”. Все они используют СПФ преимущественно для экспортных перевозок нефтяных грузов, которые на рынке называют золотыми (их рентабельность выше среднего уровня на 20%).
Опрошенные “Коммерсантом” чиновники и игроки рынка признают, что схема получения разрешения на СПФ “непрозрачна и коррупциогенна”. Более того, она убыточна для ОАО РЖД. По словам одного из топ-менеджеров монополии, из-за действия специальных тарифных сеток на перевозку грузов с помощью СПФ компании платят лишь половину от стандартного объема инфраструктурной составляющей в тарифе. “В год от этого мы терем не меньше $30 млн”,— утверждает источник в РЖД, хотя еще два года назад монополия ввела практику дополнительных “сервисных договоров”, которые должны были нивелировать скидку.
Аналитики признают, что разрешение на СПФ получили лишь те, у кого были тесные связи с ОАО РЖД. Так что для честного развития рынка грузовых перевозок нужно либо отказаться от этой системы вовсе, либо определить прозрачные условия доступа к СПФ до введения института локальных перевозчиков, которые бы возили не только нефтеналивные грузы. Сами операторы выступают за сохранение СПФ в принимаемом документе.
Новости по теме
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
«РМ Рейл» сертифицировал новый вагон-хоппер
Объем кузова нового подвижного состава – 122 куб. м, грузоподъемность –76,2 тонны, срок службы – 32 года.
-
Перевозки через погранпереходы Уссурийской таможни в первом полугодии достигли 7,3 млн тонн
Общий грузооборот через погранпереходы Уссурийской таможни, по расчетам InfraNews, вырос на 15%
Свежие новости
-
Segezha Group отправило первое судно в навигацию 2024 года из Онеги в Египет
Грузовой теплоход, груженный 4,9 тыс. куб. м сосновых пиломатериалов, проследует в египетский порт Александрия через Гибралтарский пролив, связывающий Атлантический океан со Средиземным морем
-
Нет фото
Уточнение
Исследовательское агентство InfraNews сообщает покупателям «Контейнерного отчета по итогам 2023
-
Чистая прибыль CMA CGM во II квартале 2024 года упала более чем в два раза – до $661 млн
Показатель EBITDA за описываемый период сократилась за год на 4,3% и составила $2,48 млрд
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
Перевалка зерна в российских портах в первом полугодии выросла на 10%
Основной объем зерна морским путем традиционно отправлен на экспорт: по итогам первых шести месяцев текущего года Россия экспортировала через свои порты 31,7 млн тонн, что на 16,7% превышает уровень прошлого года