России требуется до 2030 года закупить грузовой флот на сумму 4,7 трлн рублей
Море | Новости | Политика | Судостроение | Февраль 15, 2024, 19:22

Потенциальный объем заказов на грузовые морские суда для перевозок основных категорий российских грузов, таких как нефть, нефтепродукты, СПГ, уголь, зерно и контейнеры, составляет 73 млн тонн дедвейта. С учетом уже приобретенных, зафрахтованных и заказанных судов незакрытая потребность во флоте составляет 41 млн тонн дедвейта или 56% от необходимого тоннажа. В денежном выражении, в ценах 2023 года общая потребность России в новом флоте оценивается аналитиками на уровне 4,7 трлн рублей, незакрытая потребность – 2,4 трлн рублей, следует из январского отчета Аналитического хаба СБЕРа «Судостроение России: Купить нельзя строить» (есть в распоряжении InfraNews).
На протяжении многих лет львиная доля российских экспортных товаров продавалась на условиях FOB (оплату морской перевозки обеспечивает покупатель), что, во многом, предопределило доминирование иностранного флота как в перевозках экспортных, так и импортных российских грузов. По оценкам аналитиков, сегодня на долю России приходится от 5% до 6% мировой торговли, тогда как доля российского флота – всего 1% по дедвейту и 2% по количеству судов. Санкции и ограничения, введенные против России в 2022-2023 годах показали важность наличия собственного флота для обслуживания внешней торговли, в результате возник реальный спрос на средне- и крупнотоннажные суда различных типов.
По данным аналитиков, около 25,9 млн тонн дедвейта уже находится под контролем российских бенефициаров (36% необходимого флота), причем большая часть этих судов – танкеры для перевозок нефти и нефтепродуктов. По состоянию на сентябрь 2023 года еще около 3,6 млн тонн дедвейта (5% необходимого флота) было заказано на отечественных и иностранных верфях, а на вторичном рынке могли быть приобретены суда общим дедвейтом примерно 2,5 млн тонн (3% необходимого флота). Пока в стране «нет необходимых свободных судостроительных мощностей и наблюдается дефицит кадров», в краткосрочной перспективе отечественным участникам рынка приходится ориентироваться на покупку судов со вторичного рынка, заключают аналитики. Но в долгосрочной перспективе потенциальный объем заказов должен стать «мощным стимулом для развития отечественного судостроения».
В то же время, аналитики констатируют, что в России есть лишь несколько верфей, способных строить среднетоннажные и крупнотоннажные суда. Транспортные суда максимального дедвейта 350 тыс. тонн может построить только ССК «Звезда» на Дальнем Востоке, мощности Судостроительного завода им. Б. Е. Бутомы в Крыму, а также ПО «Севмаш» и Балтийского завода позволяют строить суда дедвейтом до 100 тыс. тонн, суда водоизмещением до 70 тыс. тонн могут строить Адмиралтейские верфи, а остальные судостроительные предприятия предназначены для строительства судов с максимальным дедвейтом 10-15 тыс. тонн.
«В целом Россия имеет крайне незначительную долю на мировом рынке судостроения – менее 0,5%, – говорится в отчете Аналитического хаба СБЕРа. – Однако в 2020-2022 годах поставки новых морских судов Россией и ее доля на мировом рынке выросли». Аналитики отмечают, что сегодня Россия вошла в число ведущих производителей в Европе, занимая в последние годы от 7% до 14% от общего объема поставок новых морских судов странами Европы, тогда как в 2014-2019 годах этот показатель находился на уровне 3%. В 2021-2022 годах по портфелю заказов наша страна вышла на первое место, опередив Италию, Францию, Германию и Финляндию.
За 9 месяцев 2023 года показатель построенного флота по суммарному дедвейту достиг абсолютного рекорда – 900 тыс. тонн, однако, это произошло за счет сдачи в эксплуатацию газодобывающей платформы для проекта «Арктик СПГ-2» дедвейтом 687 тыс. тонн. Кроме нее в России за последние два года лидерами по показателю дедвейта были танкеры и сухогрузы.
Общий объем заказов гражданских судов с водоизмещением более 50 тонн от российских заказчиков по состоянию на сентябрь 2023 года составлял 479 единиц суммарным водоизмещением около 11 млн тонн и дедвейтом около 7 млн тонн. Примерно 70% (по показателю дедвейта и водоизмещения) будут выполнены на российских верфях, остальные – на иностранных, преимущественно в южнокорейских (14 судов общим дедвейтом 1,4 млн тонн) и китайских (23 судна дедвейтом 0,9 млн тонн). С точки зрения количества заказанных судов доля российских судостроителей составляет 87%, говорится в отчете Аналитического хаба СБЕРа.
Новости по теме
-
На терминал «Порт Фавор» в Усть-Луге доставили судопогрузочную машину
Всего на терминале будет три таких установки для перевалки минеральных удобрений на балкеры
-
В морском порту Оля построят новый многосторонний пункт пропуска
Инфраструктура погранпункта расположится на территории будущего терминала ПЛК «Каспий»
-
Порты Китая в 2024 году нарастили перевалку на 3,7% до более 17 млрд тонн
Исключительно морскими портами КНР в 2024 году перевалено 11,2 млрд тонн, +3,5% год к году
Свежие новости
-
Экс-губернатор Новгородской области Андрей Никитин назначен замминистра транспорта РФ
На этом посту он сменил Дмитрия Баканова, назначенного главой Роскосмоса
-
+6%: прирост мирового рынка контейнерных грузоперевозок в 2024 году совпал с динамикой спроса на перевозки грузов в контейнерах на сети РЖД
В декабре второй раз за год месячный показатель превысил отметку 16 млн TEU
-
ФГК в 2024 году перевезла более 1 млн тонн грузов в контейнерах
Более 60% грузов компания доставила в специализированных open top и bulk-контейнерах
-
Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе 2025 года выросли на 10%
Традиционного сокращения перевозок контейнеров в начале года не произошло – объемы остаются на максимуме
-
РЖД начали отпускать фитинговые платформы из Забайкальска
РЖД разрешили отправлять порожние фитинговые платформы с приграничной станции Забайкальск в адрес станций Красноярской, Восточносибирской и Забайкальской железных дорог. По сообщениям операторов, сейчас речь идет об отправке не более 3 контейнерных поездов с порожними платформами в сутки.