Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

Контейнеровоз Flying Fish, в начале февраля севший на мель на подходе к порту Бронка и снятый с нее без повреждений силами ФГБУ «Морспасслужба», отправился в свой новый рейс в направлении Суэцкого канала, загрузившись отечественным экспортом. Представитель российского линейного агента альянса SafeTrans Line и OVP Shipping (владельца судна Flying Fish), генеральный директор петербургской компании С-Shipping Алексей Гагаринов сообщил InfraNews, что 20 февраля судовладелец урегулировал все вопросы с «Морспасслужбой» и контейнеровоз вышел в плановый рейс в порты Азии. «Судно не находилось под арестом, оно ожидало разрешения на выход от капитана порта», – пояснил он InfraNews, подчеркнув, что его компания-агент «не является судовладельцем, мы действуем только от его имени и по его поручению».

Однако, как обнаружил InfraNews в картотеке дел Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, «Морспасслужба» в феврале уже два раза обращалась с иском к судовладельцу, требуя ареста судна в рамках обеспечительных мер по договору о спасении Flying Fish, оценив стоимость этой операции на уровне 800 млн руб. и требуя немедленной оплаты. В обоих случаях суд отказал «Морспасслужбе» в принятии обеспечительных мер, сославшись на недостатки в представленных заявителем документах и доказательствах надлежащего уведомления ответчика о своих претензиях. В «Морспасслужбе» на запрос InfraNews не ответили.

Между тем, львиная доля импортных контейнеров, прибывших на Flying Fish в Россию, продолжают оставаться на терминале в Бронке задержанными по требованию китайского судовладельца. После объявления им конвенционального правового режима «общей аварии», грузовладельцы оказались в числе субъектов, которые солидарно несут расходы по спасению общего имущества – и груза, и судна, и топлива на его борту. SafeTrans Line и OVP Shipping направили своим клиентам официальные письма (копии имеются в распоряжении InfraNews), в которых объявили неожиданные условия по выдаче контейнеров на терминале в Бронке.

Так, судовладельцы указывают, что получить свои контейнеры немедленно смогут те грузовладельцы, которые внесут депозит, эквивалентный 23% от стоимости груза. В эту сумму, в частности, входит 20% от стоимости общего имущества по «общей аварии» (груза, судна и топлива на борту), которые выставили «спасатели» «исходя из общепринятой практики, в том числе судебной», говорится в письмах собственников Flying Fish. В противном случае, получить груз можно будет только после завершения всех окончательных подсчетов и распределения убытков уполномоченным «диспашером» (компанией ASIA MARITIME ADJUSTING из Гонконга), и тогда сумма выплат составит «от 5% до 8%» от стоимости груза, предположили судовладельцы, не уточнив ориентировочных сроков окончания процедуры.

«Диспашер работает, с понедельника он начал присылать решения о выдаче груза по коносаментам, по которым официальные процедуры были в полном объеме урегулированы», – сообщил InfraNews Алексей Гагаринов. Он подчеркнул, что заплатить 23% депозита –это лишь «одна из опций», предложенных грузовладельцам. «Клиентам предлагается на выбор три опции: подписать аварийный бонд; ждать окончания урегулирования и вынесения окончательных сумм по всем коносаментам; внести депозит в размере 23%», – сказал Алексей Гагаринов, подчеркнув, что сделать этот выбор «клиентов никто не вынуждает». Он добавил, что судовладельцем назначено юридическое лицо резидент РФ «для того, чтобы грузовладельцы могли размещать депозиты на территории России, когда это необходимо». «Это оптимизирует процедуры и время грузовладельцев. Все грузовладельцы были нашей компанией об этом должным образом извещены», – добавил он.

Реальные расходы на спасение судна, которые лягут на плечи участников «общей аварии», окажутся значительно меньше упомянутых 23% от стоимости спасенного имущества, полагает доцент МАДИ Андрей Голубчик, но оценки «Морспасслужбы» вполне укладываются в правовые рамки международных конвенций и морских обычаев. «Пока общая стоимость спасенного имущества, от которой будет вестись подсчет, окончательно не подсчитана диспашером, спасательная служба имеет право оценить свои услуги в любую сумму, которую посчитает адекватной, – прокомментировал он ситуацию для InfraNews. – Согласование финальной суммы расходов на спасение судна – это предмет переговоров с судовладельцем, и, как правило, она не превышает 10% от стоимости спасенного судна и груза».

В то же время, по его мнению, судовладелец «очень сильно перезакладывается» с размером депозита за срочный вывоз контейнеров, и клиенты не обязаны соглашаться на это. «Судовладельцы сейчас просят 23%, но это не решение диспашера, которое станет основанием для окончательных расчетов. Скорее всего, на импортеров придется лишь от 5% до 8% от стоимости товара, а тем, кто не захотел ждать, обещают вернуть разницу от выплаченного депозита», – пояснил InfraNews Андрей Голубчик.

В одной из крупных российских страховых компаний, страховавшей риски нескольких грузовладельцев Flying Fish, рассказали InfraNews, что всем их клиентам «уже выданы гарантийные обязательства по взятым на себя договорам страхования – в целях предотвращения простаивания груза». Однако, там выразили крайнее удивление запросом судовладельца о выплате 23% от стоимости груза вместе с судном и топлива на нем. «Подобные требования судовладельца, когда помимо запроса на предоставление аварийных расписок предъявляются также условия по депозиту, являются первым случаем в нашей практике», – отметили в компании в ответ на запрос InfraNews.

При этом требования судовладельца на арест контейнеров законны, поскольку судовладелец обладает залоговым правом на размещенный на судне груз. «Однако запрос депозита, особенно в объеме 23% от общей стоимости, может быть не совсем корректен, так как пока не предоставлено подтверждение того, что указанная цифра является окончательной. По нашей информации, обсуждение возможной стоимости спасания ещё не завершено. В запрошенные проценты входит стоимость как спасенного груза, так и спасенного судна. Исходя из этого, компании было бы логичнее запросить 11,5% от стоимости груза – если, например, при грубой оценке допустить, что стоимость спасенного судна равна стоимости спасенного груза», – подсчитали страховщики.

При этом страховая компания будет оплачивать расходы только в тех объемах, которые будут подсчитаны и указаны в «диспаше», а «выплата 23% судовладельцу в эти затраты не входит, так как будет являться личным желанием грузовладельца». Ссылаясь на обычную практику, собеседник InfraNews отмечает, что участники общего коммерческого предприятия платят 5-10% от общей стоимости спасенного имущества (и судна, и груза), а если говорить о выплатах, приходящихся на долю грузовладельца, то их объем, даже при грубой оценке, составит приблизительно 3-5%.

Требования «Морспасслужбы» в объеме 20% от стоимости спасенного имущества никаких законов и морских обычаев не нарушают, соглашаются в страховой компании. «Международная конвенция о спасании от 1989 года не определяет четких границ по оплате за спасание судна, – напомнили эксперты страховщика. – Традиционно стоимость спасания определяют в пределах 10% от общей стоимости спасенного имущества, а иногда меньше или больше, в зависимости от стоимости самого судна, груза и понесенных спасателями затрат».

Учитывая длительность процедуры подсчета убытков, пострадавшие импортеры рискуют также получить дополнительные счета за сверхнормативный простой контейнеров на терминале в Бронке. По словам Алексея Гагаринова, для владельцев неопасных грузов режим платного хранения контейнеров начнется «только 4 марта, а к этому разряду относится большинство грузов Flying Fish», но по опасному грузу платное хранение уже наступило, признал глава C-Shipping. Количество «застрявших» в Бронке контейнеров он не уточнил, но заметил, что судозаход Flying Fish в Санкт-Петербург поставил исторический рекорд по количеству обработанных контейнеров. «По совокупности, то есть импорт и экспорт, получилось 4594 контейнеров или 8158 TEU», – поделился с InfraNews Алексей Гагаринов.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости