Глобализация мировой экономики пока не уступает место регионализации – DHL Global Connectedness Report

Геополитическая напряженность и опасения чрезмерной зависимости экономик от работы длинных цепочек поставок легли в основу прогнозов активной переориентации мировой экономики от глобализации к регионализации. Согласно последнему отчету DHL о глобальной связанности, в 2023 году среднее расстояние, преодолеваемое товарами в мировой торговле, заметно сократилось.

В том числе, в отчете отмечается продолжающееся сокращение связей между США и Китаем. За период с 2016 года доли торговых потоков обеих стран с участием друг друга сократилась примерно на четверть. В 2023 году процесс сокращения прямой торговли между США и КНР ускорился. Тем не менее объемы взаимной торговли двух стран остаются больше почти любой другой пары стран в мире.

Также в отчете отмечается радикальное сокращение торговли между Россией и Европой и разрыв связей, ранее считавшихся жизненно важными для обеих сторон. Торговля России переориентировалась на восток, резко сократился объем иностранных инвестиций. Россия показала самое значительное сокращение индекса связанности из всех стран G20.

С другой стороны, авторы отчета подчеркивают, что среднее расстояние товарной торговли в 2023 году снизилось с рекордно высокого уровня, достигнутого в период коронакризисного бума товарного потребления, и сейчас его значение является вторым по величине за всю историю наблюдений. Потому интерпретировать динамику 2023 года как свидетельство сдвига в сторону более регионализированных моделей торговли DHL считает преждевременным.

На данном этапе глобализация не уступила место регионализации. Большинство международных торговых потоков характеризуются стабильными или бо́льшими расстояниями. Снижение происходит внутри крупных географических регионов. Только в Северной Америке прослеживается явная тенденция к сокращению цепочек поставок и переносу производств ближе к потребителю.

Проанализированные DHL данные также свидетельствуют о сохранении корпоративной глобализации. Доля зарубежных продаж продолжает расти, а стоимость объявленных компаниями проектов по расширению международных операций по отношению к мировому ВВП достигла максимального уровня за более чем десятилетие. Доля трансграничных слияний и поглощений остается стабильной, как и доля глобальной продукции, производимой за пределами стран регистрации компаний.

Новости по теме


  • Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%

    По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с

    26 июля, 2024, 11:05
  • На терминале «Трансконтейнера» в Забайкальске скопились тысячи груженых контейнеров из Китая

    Около 5,5 тысяч контейнеров, груженых российским импортом из Китая, скопилось на терминале «Трансконтейнера» на железнодорожном погранпереходе Забайкальск – Манчжурия. В компании объясняют двухнедельные задержки при отправлении грузов возросшим спросом и проблемами на Восточном полигоне, но в РЖД сообщили InfraNews, что терминал в Забайкальске не грузит контейнеры на платформы других собственников и не использует остальные возможности избежать скопления грузов на терминале

    23 июля, 2024, 00:00
  • Контейнерные терминалы Дальнего Востока вновь забились импортом

    Как и два года назад, портовые и тыловые терминалы на Дальнем Востоке оказались переполнены гружеными контейнерами, пришедшими в Россию через морские порты. Система вывоза импортных контейнеров с помощью полувагонов в мае дала сбой, сообщают контейнерные операторы, а фитинговые платформы из центра страны на Дальний Восток не пропускает РЖД, считая это неэффективным для общей пропускной способности сети. Впрочем, в РЖД не считают ситуацию критической, заверяя в том, что полувагонов для вывоза всех импортных контейнеров с Дальнего Востока достаточно.

    11 июля, 2024, 21:25

Свежие новости