Таможня организовала засаду на Трансконтейнер
С февраля прошлого года в Мурманском порту простаивает почти 100 крупнотоннажных контейнеров, принадлежащих ОАО “ТрансКонтейнер”. Кроме того, с тех же пор там простаивает более 30 контейнеров, принадлежащих другим собственникам. По мнению “ТрансКонтейнера”, причиной ситуации стало то, что представители таможни применяют отдельные положения законодательства о таможенном деле в отрыве от других норм этой правовой сферы, а также заключенных Российской Федерацией международных договоров. Нужные таможенникам положения “выдергиваются” из общего правового поля и истолковываются ими в удобном для них виде.
Контейнеры по прибытии разгружались, товары “Норникель” вывозил самостоятельно, а наши контейнеры до сих пор мы не можем вывезти с площадки Мурманского порта. Контейнеры задерживались различными партиями с февраля прошлого года на основании письма Правового управления Федеральной таможенной службы от 24 января 2006 года, в котором говорится, что контейнеры отныне для целей таможенного дела являются товаром, а не относятся к категории транспортных средств, как это было ранее. Таможенники требовали подписания деклараций, в которых был бы оформлен таможенный режим реимпорта контейнеров, с взиманием соответствующих таможенных платежей. Реимпорт – режим завершающий. Но до февраля прошлого года на контейнер никогда не подавалась таможенная декларация, следовательно, не производилось и таможенное оформление его вывоза.
Сейчас Трансконтейнер пытаемся исправить ситуацию и доказать, что положения, касающиеся таможенного оформления товаров, контейнеров касаться не должны.
Примечательно, что другие таможенные управления пока позицию Мурманской таможни не разделяют, и для целей таможенного оформления по всей России контейнер относится к категории транспортных средств. Что вполне логично, представить себе, что к примеру петербургские таможни станут оформлять для целей таможенного контроля контейнеры НЕ как транспортные средства – значит предстваить себе третью мировую войну.
По мнению Трансконтейнера, к которому по логике должны присоединится все здравомыслящие участники контейнерного рынка, такой подход представляется неприемлемым, поскольку он не соответствует как положениям международных договоров Российской Федерации, так и самому Таможенному кодексу, если применять системное толкование его норм.
Так, в 1995 году главами государств СНГ был подписан международный договор – Основы таможенных законодательств стран СНГ. В нем дается четкое определение, что контейнер относится к категории транспортных средств. Данный нормативный акт говорит, что внутренние законодательства стран-подписантов не должны противоречить его основам. Аналогичное положение содержится и в Таможенном кодексе – в случае несоответствия актов законодательства о таможенном деле положениям международных договоров применяются положения международных договоров. Кроме того, нормы, подтверждающие нашу позицию, содержатся и в других международных договорах.
Что касается Таможенного кодекса Российской Федерации, то здесь тоже с позицией таможенников согласиться нельзя. Понятие “транспортное средство” согласно кодексу включает в себя транспортное оборудование. Согласно положениям правил перевозок грузов, зарегистрированных в Минюсте России, контейнер – это транспортное оборудование. Аналогичное положение содержится и в Стамбульской конвенции. Поэтому, являясь транспортным оборудованием, контейнер для целей таможенного законодательства должен относиться к категории транспортных средств, а не товаров.
Это косвенно подтверждается и рядом положений Таможенного кодекса, где понятия “контейнер” и “товар” в тексте разделены запятой, то есть кодекс их не отождествляет.
Таможенникам надо обосновать стоимость контейнера и доказать, что контейнеры вывозились с территории России в последний раз не позже трех лет назад. А для этого надо собрать таможенные декларации по грузам, которые в них перевозились, практически по всей Евразии. Мы уже почти два месяца ведем эту работу и для сиюминутного решения проблемы подбираем документы, которые требует таможня.
Сейчас из-за этого завязался уже настоящий гордиев узел проблем. Контейнеры занимают территорию в Мурманском порту, за что начисляется плата за их хранение. Сегодня это уже порядка 3-4 млн руб. При этом непонятно, кто должен платить. Возможно, что таможенным оформлением должен был заниматься “Норильский никель”. То есть риски могут распространиться и на Мурманский порт, и на “Норникель”, а мы несем еще и производственные издержки, потому что почти 100 контейнеров выведено из оборота.
В этой связи дело для Трансконтейнера носит принципиальный характер. Если прецедент будет распространен на другие таможни, то пострадать может не только Трансконтейнер, пострадают все операторы, импортеры и экспортеры, использующие контейнеры. Пострадает инфраструктура.
Новости по теме
-
Сотни российских контейнеров линии E-Shipping застряли в Китае
Российские импортеры и экспортеры вновь столкнулись с проблемами иностранной судоходной линии. Турецкая компания E-Shipping, оперирующая двумя судами на контейнерной линии из Владивостока в порты Китая и Кореи, не смогла выполнить свои обязательства. Часть контейнеров с середины апреля застряли на судне A HOUOU, дрейфующем в открытом море вблизи китайского порта Нинбо, а пострадавшие грузовладельцы и экспедиторы готовят коллективный иск к перевозчику.
-
Валерий Пикалев назначен на пост руководителя ФТС России
Валерий Пикалев, ранее занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, назначен на пост главы Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин
-
Госдума утвердила Романа Старовойта в должности министра транспорта
Министерство транспорта РФ возглавит Роман Старовойт, ранее занимавший пост губернатора Курской области. 14 мая его кандидатуру одобрила Госдума РФ
Свежие новости
-
Segezha Group отправило первое судно в навигацию 2024 года из Онеги в Египет
Грузовой теплоход, груженный 4,9 тыс. куб. м сосновых пиломатериалов, проследует в египетский порт Александрия через Гибралтарский пролив, связывающий Атлантический океан со Средиземным морем
-
Нет фото
Уточнение
Исследовательское агентство InfraNews сообщает покупателям «Контейнерного отчета по итогам 2023
-
Чистая прибыль CMA CGM во II квартале 2024 года упала более чем в два раза – до $661 млн
Показатель EBITDA за описываемый период сократилась за год на 4,3% и составила $2,48 млрд
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
Перевалка зерна в российских портах в первом полугодии выросла на 10%
Основной объем зерна морским путем традиционно отправлен на экспорт: по итогам первых шести месяцев текущего года Россия экспортировала через свои порты 31,7 млн тонн, что на 16,7% превышает уровень прошлого года