ОАО “Российские железные дороги” потеряли последний шанс доказать убыточность пассажирских перевозок

ОАО “Российские железные дороги” изменяет систему управления вокзалами. Более 300 вокзалов, на которые приходится почти 60% всех вокзальных площадей, перейдут под управление специально созданной дирекции. Начнет она свою работу с пересмотра системы взаимодействия с арендаторами. В результате стоимость аренды площадей на вокзалах может вырасти в десять раз. По мнению отраслевых экспертов, в результате эти площади наконец-то будут включены в общий рынок торговой недвижимости, от которого сейчас изолированы. Об этом сегодня пишет “Коммерсант”.

Как уже сообщало  InfraNews, вчера правление ОАО РЖД обсудило вопросы работы созданного в начале года нового филиала компании – Дирекции железнодорожных вокзалов.

План Минтранса РФ по реформированию железных дорог предполагал, что вокзалы останутся в составе Федеральной пассажирской дирекции. На базе нее предполагается выделить из ОАО РЖД Федеральную пассажирскую компанию – в качестве дочерней структуры монополии или же напрямую в собственности государства. Прибылью от работы вокзалов предполагалось компенсировать убытки от пассажирских перевозок в дальнем следовании. Однако 15 марта межведомственная комиссия по реформированию согласилась с позицией ОАО РЖД, которое настаивало на выделении вокзалов в самостоятельную структуру.

Напомним, что ОАО РЖД носится с убыточностью дальних и пригородных пассажирских перевозок, как с писаной торбой. Доказать общественности и государству реальность этих убытков компания ни разу не смогла. Субсидии на этот год компания из правительства выдавила. А если  не стала бы выделять вокзальную дирекцию в отдельный бизнес, еще долга могла бы прятать реальные прибыли за разными амортизациями зданий, пожарами и разрушениями в вокзальном хозяйстве, превращая их в убытки. Но судя по всему, как и в предыдущих случаях, для удовлетворения  внутренних клановых потребностей, жирный кусок недвижимости будет выделен и взят под контроль кем-то из вице-президентов. Как будут доказывать убыточность пассажирской дирекции без вокзалов, не ясно.

Хотя есть вероятность, что весь не взятый в вокзальную дирекцию неликвид будет передан именно пассажирской дирекции. И именно благодаря этому неликвиду РЖД и ее пассажирская дирекция вместо работы и реформирования отрасли будут камнем висеть на шее российского бюджета.

В ОАО РЖД пока не определились со схемой реорганизации вокзалов. Либо управление будет осуществляться сотрудниками вокзальной дирекции, либо будет приглашена профессиональная управляющая компания. В то же время в монополии твердо решили заново выстроить систему предоставления площадей вокзалов для коммерческой аренды. “Когда мы выявляем, что аренда 1 кв. м на вокзале составляет $300 в год, а рядом в городе эта стоимость достигает $3000, вывод напрашивается сам собой”,- говорит Владимир Якунин.

Однако у арендаторов есть шанс сохранить контракты с ОАО РЖД. Источник “Коммерсанта” в монополии пояснил, что долгосрочные контракты с арендаторами, деятельность которых устраивает ОАО РЖД, прекращаться не будут. При этом, по словам собеседника Ъ, с арендаторами, качество услуг которых не соответствует “заданному уровню”, контракты будут разрываться, но “в соответствии с законом, в том числе и через суд”. Каким будет “заданный уровень”, в ОАО РЖД пояснить пока не могут.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости