РЖД протестируют принцип «вези или плати» на контейнерных перевозках
Железная дорога | Логистика | Новости | Политика | Март 17, 2023, 16:35
РЖД планируют провести пилотные перевозки по принципу «вези или плати» на контейнерных поездах, а не на угольных, об этом в ходе конференции #ЗаКонтейнерами заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Эта мера станет частью программы по обеспечению ежесуточного вывоза 6,5 тыс. TEU с Дальнего Востока.
По словам топ-менеджера РЖД, под словосочетанием «контейнерный сервис», рынок понимает регулярный поезд, который должен ходить строго по расписанию, а значить иметь определенные гарантии по предоставлению грузовой базы. «Соответственно, одну из важных задач, которую мы начинаем уже в этом году решать – это донастройка законодательства по внесению изменению в Устав для того, чтобы можно было заключить договоры «вези или плати». Была инициатива попробовать потренироваться на угольщиках, но мы считаем, что, наверное, все-таки для контейнерных перевозок это будет более правильная история», – пояснил Алексей Шило.
«Вези или плати» – форма договора, устанавливающая обязательства перевозчика (РЖД) вывезти, а грузоотправителя предоставить к перевозке определенный объем груза. В случае, если какая-то из сторон не выполняет это обязательство, она несет материальную ответственность в размере стоимости перевозки. Сегодня федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» такая ответственность установлена только для РЖД, тогда как договор «вези или плати» предусматривает штрафные санкции и для грузоотправителя.
Ввести новую форму договоров с клиентами РЖД предлагали ещё в 2016 году. Заключать их предлагалось на добровольной основе, но с условием, что грузоотправители, работающие на условиях «вези или плати», получат приоритет на перевозку. Грузоотправители инициативу РЖД не поддержали: представители металлургических компаний заявили о том, что этот принцип нарушает принцип публичности оператора и устанавливает за РЖД право ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях.
В 2021 году Минтранс России подготовил поправки к Уставу железнодорожного транспорта предусматривающие возможность заключения между крупными грузоотправителями и РЖД договоров формата «вези или плати», при этом грузы по этим договорам будут проезжать в приоритетном порядке. В конце минувшего года Алексей Шило в ходе брифинга отметил, что холдинг рассчитывает до конца 2022 заключить первые контракты на перевозку угля в направлении портов Дальнего Востока в формате «вези или плати». «Рассчитываем, что в 2022 году такие договоры первые у нас появятся, а договорная конструкция, которую мы отработаем в 2022 году, позволит в дальнейшем эту технологию тиражировать и на другие грузы, и на другие направления», – приводит слова топ-менеджера ТАСС.
Новости по теме
-
Производство грузовых вагонов в октябре сократилось на 51%
Производство полувагонов по итогам 10 месяцев сократилось на 20%
-
«Архангельский ЦБК» предложил РЖД скорректировать систему согласования заявок
Предложенные меры направлены на снижение сроков доставки и улучшение ситуации на сети РЖД
-
Рейтинг железнодорожных операторов на контейнерном рынке России по итогам 9 месяцев 2025 года
ТОП-10 лидеров рынка занимают долю 70%
Свежие новости
-
CMA CGM ведет переговоры о покупке 20% терминала Eurogate в порту Гамбург
Контейнерооборот терминала за первые три квартала текущего года составил 6,3 млн TEU
-
Спрос на складскую недвижимость сократился за первые три квартала 2025 года на треть
Количество сделок год к году сократилось на 36%, объемы – на 27%
-
График динамики спроса на контейнерные перевозки идет параллельно прошлогоднему на 4-5% выше
В целом за третий квартал объем рынка составил 49,3 млн TEU, +4,6%
-
Производство грузовых вагонов в октябре сократилось на 51%
Производство полувагонов по итогам 10 месяцев сократилось на 20%
-
Чистый убыток «Совкомфлота» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 8 млн долларов
Выручка группы сократилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года до 763 млн долл. США