Новая радость вагоностроителей – организованный коллапс на рынке цистерн
Железная дорога | Логистика | Новости | Май 17, 2012, 6:36
Предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: с 10 мая ведомство ввело запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов. В результате из перевозок сырья выбыло более 30% парка, рассказали несколько сотрудников крупнейших нефтяных компаний. Пишут “Ведомости”.
«Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Башнефть» вчера обратились к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа, рассказали «Ведомостям» сотрудники этих компаний и подтвердили их представители. Нынешние правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, — недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники.
Первые пострадавшие уже есть: вчера нефтяная компания «Альянс» сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ. В результате со вчерашнего дня объем переработки на заводе сократился более чем вдвое (до 5100 т в сутки), говорит представитель компании Андрей Румянцев (его цитирует «Интерфакс»). «Альянс» предупредил Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива всему Дальневосточному региону, рассказывает чиновник министерства: если ситуация не изменится, в течение трех суток Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен.
У Комсомольского НПЗ «Роснефти» похожие проблемы, говорит источник, близкий к «Транснефти», и признает сотрудник «Роснефти» (представитель это не комментирует). «С конца майских праздников отгрузка на станции Уяр (с нее идет снабжение и Комсомольского, и Хабаровского НПЗ) упала примерно втрое», — говорит один из собеседников «Ведомостей». «Запас прочности Комсомольского завода — пара недель», — добавляет другой.
Проблемы с поставками испытывают и уфимские НПЗ «Башнефти», признает представитель компании, но деталей не раскрывает. Остальные компании сокращения отгрузки пока не ощутили, уверяют их сотрудники. «Но что будет завтра, никто не знает: ситуация нарастает как снежный ком», — обеспокоен сотрудник одной из них. «Распоряжение свалилось как снег на голову, никаких предварительных консультаций с компаниями по этому вопросу не было», — сетует другой нефтяник. «Нужен хотя бы минимальный временной лаг, чтобы всем собраться и выработать решение, приемлемое для всех сторон», — говорит он.
Минтранс получил письмо, но пересматривать сроки запрета на использование цистерн пока не намерен, отмечает представитель министерства: «Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться».
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%, объяснили «Ведомостям» сотрудники крупного оператора и грузоотправителя. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и «не ломало» при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. «Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом», — поясняет один из собеседников «Ведомостей».
«Виноваты все: и вагоностроители, из-за некачественного литья которых цистерны сходят с рельсов, и операторы, которые допускают перегрузку, и РЖД, по сети которой составы двигаются не с той скоростью», — рассуждает сотрудник крупного железнодорожного оператора. «При этом никто из участников рынка не хочет нести ответственность за грядущий коллапс и терпеть репарационные потери, но кому-то все-таки придется», — уверен он.
InfraNews: Проще говоря, речь идет об общей дисциплине в сети. Все возят, все используют цистерны для перевозки не соответствующих продуктов. По сути, в сети даже невозможно разобраться, сколько цистерн для светлых, а сколько – для темных. Половина парка используется для перевозок не по регламенту, и при этом во многих случаях никто даже не уведомляет ту же РЖД о смене типа груза. Все ограничиваются промывкой-пропаркой. И все.
Теперь, конечно, все, что не было закольцовано и работало вне регламента, будет жить в режиме дефицита подвижного состава. Ну а виновата, конечно, РЖД в лице как всегда стрелочников. Тут без шуток. Именно начальники станций отправления, последние годы смотревшие на переход светлых и темных цистерн от одного типа груза к другому без перерегистрации и технического контроля, а также начальники, допускавшие перегруз, и есть виноватые. Ибо корпоративная дисциплина в сети давно уже не работает.
А отразится все это, кстати, на конечном потребителе.
Перегрузки – это вообще бич. Практически на 100% уверены, что все последние изломы – это проблема перегрузов и некондиционного груза. Тот же полувагон с углем, если погружен (зимой) со льдом, может тащить и 80 тонн на себе (%% 15 будет вода). И как тут не лопнуть несущим конструкциям вагона.
Новости по теме
-
Валерий Танаев назначен заместителем гендиректора – главным инженером РЖД
На его место, руководителем МЖД, назначен Павел Иванов
-
Компания «Транзит» отправила первый контейнерный поезд через реку Амур
Транзитное время до пограничного перехода Михайло-Семеновская (Ленинск II) – Тунцзян составляет 12 дней
-
«Спецтрансгарант» нарастил перевозку серной кислоты в танк-контейнерах за 10 месяцев на 11%
Основу грузопотока составили отправки внутри страны
Свежие новости
-
Автоперевозчики получат 6 тыс. разрешений на пересечение российско-китайского погранперехода Забайкальск
Соответствующие договоренности были достигнуты между Минтрансом России и представителями Китая, передает портал правительства Забайкальского края
-
FESCO запустила регулярную морскую линию между Владивостоком и Шанхаем
Обслуживать новую линию будут два контейнеровоза группы суммарной вместимостью около 3200 TEU: QING XIANG 6 и KAPITAN AFANASYEV
-
Тариф на порожний пробег универсальных вагонов и фитинговых платформ с 1 января 2025 года вырастет на 10%
С 1 января 2025 года тариф на порожний пробег универсальных вагонов и фитинговых платформ вырастет на 10%. Эксперты транспортного рынка считают, что серьезных проблем экономике России это решение не доставит, но создаст угольным компаниям дополнительный стимул для наращивания перевозок импортных контейнеров в полувагонах.
-
Валерий Танаев назначен заместителем гендиректора – главным инженером РЖД
На его место, руководителем МЖД, назначен Павел Иванов
-
Морской порт Махачкала увеличит мощность на треть к 2030 году
Глава Республики Дагестан Сергей Меликов и руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко озвучили планы развития морского порта Махачкала по увеличению его мощности с 8,3 млн до 11 млн тонн к 2030 году