Доминирование Китая на мировых рынках не только не ослабевает, но даже, напротив, усиливается
Внешняя торговля | За рубежом | Логистика | Декабрь 06, 2023, 14:47
Несмотря на часто появляющиеся в СМИ публикации об ослаблении позиций Китая в мировой торговле и еще более неблагоприятных прогнозах, эксперты отмечают, что влияние Китая в мировой торговле, напротив, усиливается.
Этим процессам посвящена колонка вице-президента S&P Global Market Intelligence по логистике и цепочкам поставок и организатора серии отраслевых конференций TPM Forum Питера Тиршвелла в Nikkei Asia Review.
Тиршвелл отмечает, что в то время, как глобальные бренды переносят производство из Китая в другие регионы, чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок и сократить расходы на логистику, Китай стремительно наращивает свое влияние в отраслях, ориентированных на экологичное потребление и производство. Объемы зарубежных поставок продукции этих отраслей из КНР растут, при том, что совокупный объем экспорта падает, и в октябре темпы спада уже достигли 6,4% год к году. В результате, несмотря на снижение объемов, доля Китая в совокупном экспорте азиатских стран в стоимостном выражении практически не изменилась с 2017 года и составляет около 36%.
По данным S&P Global Ratings, Китай сокращает экспорт продукции, собираемой в стране из поставляемых из-за рубежа компонентов, но наращивает поставки продукции, производство которой страна полностью контролирует.
Между тем, производственные цепочки товаров массового потребления активно перестраиваются с переносом производства из Китая в Юго-Восточную Азию, Восточную Европу, Северную Африку и Латинскую Америку. Китай по-прежнему имеет самую большую долю в структуре контейнерного импорта в США, однако она сократилась в этом году до 39% по сравнению с 46% в 2018 году. Между тем, растут доли поставок из таких стран как Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бангладеш, Южная Корея, Индия, Индонезия и Турция.
Этот процесс начался до пандемии и был обусловлен увеличением стоимости труда в Китае. Пандемия ускорила его, так как напугала западные рынки степенью их зависимости от китайских поставок и пониманием того, что новый кризис может случиться в любой момент, спровоцированный новым геополитическим обострением, погодной катастрофой, кибератакой или еще какой-то новой инфекцией.
Однако с зелеными технологиями и продукцией картина совсем иная. За период с начала 2019 года по середину текущего года Китай нарастил свою долю на мировом рынке литий-ионных аккумуляторов с 48% до 61% в стоимостном выражении, на рынке солнечных панелей – с 44% до 62%, а электромобилей – с 1% до 24%. В попытке защитить своих автопроизводителей ЕК инициировала недавно расследование в отношении государственных субсидий, предоставляемый китайским правительством национальным производителям электромобилей.
Такой рост обусловлен целенаправленным фокусом китайского промышленного развития на тех отраслях и видах продукции, которые полностью контролируются внутри страны. Курс на «самостоятельно формируемые» и «контролируемые» цепочки поставок президент Си Цзиньпин заявил в 2020 году.
По сути, Китай со своей стороны также участвует в процессе диверсификации, уменьшая свою зависимость от импорта промышленного сырья и компонентов, и при этом диверсифицируя свои экспортные рынки.
По данным статистического сервиса CTS, доля Китая в совокупном контейнерном импорте из Азии в Северную Америку за период с 2019 года сократилась с 65% до 60%. Однако на всех прочих экспортных рынках Китай, напротив, нарастил свою долю: в совокупном контейнерном импорте стран Латинской Америки доля поставок из Китая выросла с 75% до 80%, Африки — с 67% до 76%, Персидского залива — с 66% до 75%.
Как ранее писал InfraNews, в третьем квартале текущего года автомобили вышли на первое место в структуре российского импорта из Китая. Всего за квартал совокупная стоимость поставок китайских автомобилей в РФ составила 6,5 млрд долларов США, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года и на 10% показатель предыдущего квартала.
Новости по теме
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
ВТО прогнозирует возобновление роста объемов мировой торговли товарами в 2024 и 2025 годах
Прогнозируя восстановление роста в 2024-2025 годах ВТО делает оговорку, что условием для реализации этого прогноза является отсутствие новых резких скачков цен на продовольствие и энергоносители в случае усиления региональных конфликтов и геополитической напряженности
-
Товарооборот России и Китая в марте сократился на 2%, за I квартал вырос на 5%
Товарооборот России и Китая по итогам первого квартала 2024 года составил 56,7 млрд долларов США, что на 5,2% или почти 3 млрд долларов больше, чем годом ранее, согласно данным таможенной статистики КНР
Свежие новости
-
Грузооборот портов России в апреле 2024 года сократился на 7%
Всего по итогам первых четырех месяцев года портами России перевалено 296 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 9 млн тонн
-
Крановый парк Мурманского порта пополнился новым грейфером
Парк техники Мурманского морского торгового порта (ММТП, входит в «Национальную транспортную компанию» СУЭКа) пополнился новым гидравлическим грейферным погрузчиком
-
«Глобал Портс» приобрел два новых ричстакера для терминалов на Северо-Западе
Стивидорный холдинг «Глобал Портс» приобрел два новых контейнерных перегружателя (ричстакера) марки SANY для своих терминалов на Северо-Западе. Как сообщила пресс-служба компании, одна машина пополнит парк «Первого контейнерного терминала» в Большом порту Санкт-Петербург, ещё одна – «Усть-Лужского контейнерного терминала» в порту Усть-Луга
-
Российские и китайские железные дороги договорились о расширении сотрудничества
В ходе визита в Китай главы РЖД и Китайских железных дорог подписали соглашение о развитии сотрудничества и выдвинули ряд инициатив, в том числе направленных на наращивание двустороннего грузооборота
-
Опубликованы предварительные итоги расследования аварии, приведшей к обрушению моста в Балтиморе
Согласно отчету, контейнеровоз “Дали” врезался в мост из-за потери управления в результате отключения главного двигателя из-за отключения системы энергоснабжения