Даже если без воровства и земельных спекуляций: кто заплатит за ВСМ

Дано – 1 трлн. рублей. Трасса Москва – Казань через Владимир, Нижний и т.д. Построить за 4 года. Деньги – из бюджета. Окупаемость и полезность: вот эти небольшие вопросы все обходят стороной, как бы подразумевая, что все очевидно, и это не окупаемый проект с большим кумулятивным потенциалом. Будут искать и доказывать наличие синергии.

Флаг в руки.

Итак. Сапсан. Незадолго до своего 4х-летия (19 декабря 2013 г.) на линии Москва-Питер перевезут РЖД 10-миллионного пассажира. С пафосом. Плюс к этому, Москва – Нижний и Аллегро. Ну да, Медведев тут недавно говорил про совокупные 11,5 млн. К 4х-летию запуска Сапсана будет порядка 13 млн. человек. Они заплатили в среднем 3,5 тыс. рублей.  Итого выручка 45 млрд., а если брать два последних года – то порядка 15 млрд. рублей.  Масштаб цифр с первой годовщины поменялся, но и расходы выросли. Так что материал от конца 2010г вполне актуален.

Правительство празднует мобильность и новые технологии. Про то, что все технологии импортные – наверное, говорить не стоит. Вон только-только с рельсами наладилось. Про свои поезда даже речи никто не ведет. Про мобильность – увольте. Население Питер+Москва – 20 млн. человек (с агломерацией) – из них экономически активное – не более 12 млн. Кто едет на Сапсане – я, мои коллеги, знакомые. Сколько раз мы съездили за эти 4 года? Я не менее 20 раз. У меня есть коллеги, которые совершают не менее 40 поездок в год + незнакомые нам депутаты, правительственные чиновники и прочий люд. Проще говоря – средний пользователь Сапсана съездил за 4 года на нем не менее 10 раз. Итого ездит в Сапсане – максимум 1 млн. человек, который и без Сапсана был мобилен.

Итак, ВСМ на Казань. Расход 1 трлн. Цена билета 4 тыс. рублей – для достижения выручки в 1 трлн. надо продать 25 млн. билетов.  За 4 года – как мы видим – даже на Сапсане не съездил каждый “условный” житель Московско-Питерской агломерации. Цифра в 20 млн. билетов будет достигнута только еще года через 3. Но и это останется все тот же 1 млн. Или 5% жителей Москвы и Питера.

В Московско-Казанско-Владимирско-Нижегородской агломерации проживает примерно те же 20 млн. человек. Но в Казани нет Конституционного суда и резиденции президента, в Нижнем нет Большого Порта СПб, а Владимир, при всей красоте города, не способен принять 5 млн. иностранных и 10 млн. российских туристов в год, как Питер. Мало того, при кажущейся “отдельности” – питерские больше зависят от Москвы, их тут работает больше чем все население Владимира, а казанские чиновники и бизнесмены решают на месте значительно больше своих проблем, нежели их коллеги в Питере. Так что продать 25 млн. билетов не получится ВСМу и через 15 лет.

И это только достижение выручки, сопоставимой с затратами. А прибыль, а кумулятив. Ну прибыли – не будет.

А вот про кумулятив! Откуда? Кто ездил – тот и будет ездить. Для простого человека из Казани или Нижнего – проблема не в том, что ему не по карману билет. Ему не по карману Москва. Гостиница? Найдите дешевле 3 тыс. за койку? Все прочее – аналогично. Если к родственникам и питаться в Дикси или Магните – то экономике этакий туризм ничего не дает. Все то же самое житель Казани потратит и у себя дома. Никаких дополнительных услуг (кроме как поглазеть на Большой Театр и выпить соку в Парке Культуры имени Горького) человек не сможет получить в Москве. И при всем уважении – поход в Третьяковку или Пушкинский музей – ничего экономике не даст.

Поезда будут импортные. Ну рельсы, может быть, наши. Ну построят пару-тройку новых колобашек-вокзалов. Все.

И так уж, параллельно идут расходы на новые ВПП в региональных аэропортах, рано или поздно – появится лоукостер в России, который сможет выжить. И где будет ВСМ?

При этом надо понимать, что открытой статистики по направлениям движения людей по Поволжью в Москву и обратно – нет. Откуда тогда Лапидусевцы, на расчеты которых опирается презентация ВСМ, берут свои проекты?

Да и кстати – вспоминая Китай. Там тоже активно ВСМили. Так вот часть ВСМ построено в упор или транзитом через “города призраки”. Согласно данным China Youth Daily – в Китае сегодня 12 таких городов, каждый из которых рассчитан минимум на 1 млн. жителей. Но города пусты. Так что Китай в пример не приводить. И директора местной РЖД за все эти прожекты воплощенные либо скоро расстреляют, либо оставят на пожизненном.

Новости по теме


  • Железнодорожная дочка группы HHLA консолидирует 100% Adria Rail

    Metrans, железнодорожный оператор в составе гамбургского контейнерного холдинга Hamburger Hafen

    21 февраля, 2024, 12:51
  • На терминалах в МТУ скопились груженые контейнеры

    Ограничения на отправку контейнерных поездов, введенные РЖД в феврале для увеличения пропускной способности Восточного полигона, привели к скоплению груженных контейнеров на ряде терминалов Московского транспортного узла (МТУ). В РЖД уточнили, что проблема наблюдается только на станциях Купавна и Силикатная и призвали операторов расширять маршрутную сеть через порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов

    20 февраля, 2024, 21:42
  • ЕС может заставить Германию разделить DB Cargo из-за убытков

    Почти полумиллиардные убытки DB Cargo – оператора железнодорожных грузовых перевозок немецкой государственной железнодорожной корпорации Deutsche Bahn – ставят компанию под угрозу вынужденного разделения

    15 февраля, 2024, 15:36

Свежие новости


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • Объемы и финпоказатели контейнерного бизнеса HHLA продолжили снижаться в 2023 году

    Гамбургский контейнерный холдинг HHLA – оператор трех из четырех контейнерных терминалов крупнейшего порта Германии Гамбурга – сообщил о сокращении прибыли от логистических и портовых операций по итогам прошедшего года до всего 9 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2022 году

    21 февраля, 2024, 14:19
  • Оборот крупнейшего контейнерного порта Европы в 2023 году упал на 7%

    Контейнерооборот крупнейшего контейнерного порта Европы – порта Роттердам – составил в 2023 году 13,45 млн TEU, что на 7% меньше, чем в 2022-м

    21 февраля, 2024, 13:41