РЖД удлиняет контейнерные поезда

С 10 декабря все контейнерные поезда, отправляемые в направлении станций Дальнего Востока и обратно по Восточному полигону, должны будут состоять не менее, чем из 71 условного вагона. Контейнерные операторы и эксперты рынка предупреждают, что сегодня далеко не все станции РЖД готовы к приемке и формированию составов такой длины, и чтобы не допустить проблем с перевозками просят вводить ограничения поэтапно в течение нескольких лет

В середине октября ОАО «РЖД» официально уведомило грузовладельцев и операторов подвижного состава о том, что с 10 декабря 2023 года в графике движения контейнерных поездов, формируемых на станциях Восточного полигона (Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог и АО «АК «Железные дороги Якутии»), равно как и формируемых в их адрес, устанавливается минимальная длина железнодорожного состава 71 условный вагон. Исключение сделано для отдельных международных поездов, определенных в протоколах совещаний уполномоченных членов таможенных комиссий и железнодорожных администраций. «На железнодорожных станциях, на которых отсутствует техническая и технологическая возможность формирования контейнерных поездов длиной не менее 71 условного вагона, контейнерные поезда назначаться не будут», – говорится в письме за подписью заместителя начальника Дальневосточного ТФЦТО Романа Дюльдина (копия имеется в распоряжении InfraNews).

Письмо было отправлено операторам 13 октября, а месяцем ранее в сентябре замглавы Центральной дирекции управления движением РЖД (ЦД) Михаил Глазков разослал территориальным подразделениям ТЦФТО телеграмму с требованием учесть требования о длине поезда в планировании графика движения на 2023-2024 годы в договорах на формирование поездов. За это время, по данным InfraNews, руководство ЦФТО РЖД уже провело консультации с операторами контейнерных перевозок, которые, в свою очередь, попросили отложить введение новых нормативов или хотя бы вводить их поэтапно в течение нескольких лет, которые потребуются для модернизации станций и примыкающих к ним терминалов.   

В «Евразийском союзе участников железнодорожных грузоперевозок» (ЕСП) сообщили InfraNews, что целый ряд крупных узловых станций РЖД не готовы к приему и формированию контейнерных поездов такой длины. Среди них – станции Ступино, Белгород, Благовещенск, Томск – 1, Мыс-Астафьева, Артем-Приморский, Находка, Первая Речка, Рыбники, Блюхер, Гродеково, Омск-Восточный и другие.

Несмотря на исключения для международных контейнерных поездов, предусмотренных РЖД в новом графике движения, операторы также предчувствуют сложности, которые могут возникнуть на сухопутных погранпереходах в Китай. Как подчеркнул в беседе с InfraNews глава компании «Фининвест» Александр Кахидзе, ни один сопредельный китайский погранпереход не готов работать с поездами более 57 условных вагонов. Между тем, по его словам, проблему можно решить путем строительства дополнительных мощностей по переработке контейнеров на приграничных терминалах. Он подчеркнул, что все терминалы, которые построил и строит сейчас «Фининвест», рассчитаны на работу не только с полносоставными поездами, но и со сдвоенными составами длиной более 140 вагонов.

В пресс-службе РЖД на запрос InfraNews не ответили. Источник в холдинге пояснил InfraNews, что новые требования к контейнерным поездам вводятся для увеличения пропускной способности Восточного полигона, и «появились не вчера»: еще несколько лет назад нормы о минимальных длине и весе состава были внесены в правила формирования и отправки всех контейнерных маршрутов «от Калининграда до Владивостока». Теперь же, по его словам, Центральная дирекция управления движением РЖД пытается лишь обязать операторов следовать этим нормам. При этом, подчеркивает собеседник InfraNews, график движения разработан таким образом, чтобы операторы и грузоотправители могли формировать и расформировывать такие поезда на всех станциях Транссиба.

Однако, в ЕСП полагают, что вводить такие требования можно только после проведения серьезных мероприятий по анализу существующей станционной инфраструктуры и ее модернизации. Как пояснил InfraNews исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков, «комфортный переходный период» на новые правила должен предполагать время на разработку и реализацию инвестпроектов по развитию инфраструктуры станций РЖД и путевого хозяйства грузовладельцев, к ним примыкающего. Это может занять до двух лет с момента принятия решения о реконструкции, полагает он, добавляя, что для тех станций, где это невозможно технологически «в силу территориальных или иных причин», необходимо сделать исключения. Кроме того, полагает Сергей Авсейков, следует проанализировать, где можно обойтись и без инвестиций в инфраструктуру, «возможно, подойти принципиально по-новому и начать собирать контейнерный поезд с сохранением всех условий с нескольких станций».

Отраслевые эксперты и участники рынка, опрошенные InfraNews, отмечают, что требование об увеличении стандартной длины контейнерного поезда до 71 вагона вполне логичная и правильная мера в условиях ограниченной пропускной способности Транссиба, а «короткие» составы отправляются маршрутными поездами, зачастую, из-за коммерческой неспособности операторов набрать соответствующее количество груза для отправки.

Однако, по словам управляющего партнера компании «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, скидка на отправку маршрутного контейнерного поезда сегодня может достигать до 40% от величины тарифа РЖД, что весьма существенно для операторов, а необходимость «доформирования» или «расформирования» состава на промежуточной станции приведет к дополнительным потерям времени и денег. По его оценке, если «дробить» полносоставные поезда на погранпереходах, то с российской стороны потребуется увеличить нынешние мощности контейнерных терминалов примерно на 30%, чтобы переработать соответствующее количество контейнеров.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости