Процесс пошел – Минфин избавит нас от многосуточных плацкартов

Замглавы Минфина Андрей Иванов направил в правительство предложение о сокращении субсидий железнодорожникам на дальние пассажирские перевозки. При этом за счет сэкономленных денег предлагается финансировать авиаперевозки на тех же направлениях. Минфин отмечает, что авиабилеты существенно подешевеют и большинство пассажиров предпочтут летать, а не ездить. Так, РЖД может лишиться более 5 млрд. руб., т.е. около 40% от 13,6 млрд. субсидий на дальние перевозки из федерального бюджета в 2013г. Данное предложение было подготовлено в рамках задачи повышения эффективности господдержки пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Железнодорожники уверены, что из-за этого решения придется сократить объем перевозок поездами дальнего следования на 40%. В общем, наши идеи услышаны.

По результатам проведенного Минфином исследования, в сегменте перевозок на расстояния, превышающие 1,5 тыс. км, имеет место стабильный рост доли авиаперевозок за счет железнодорожного транспорта. Например, на маршруте Москва–Новосибирск протяженностью 2891 км снижение пассажирооборота на железной дороге за 11 лет составило 73,8%. Притом средняя стоимость проезда в 2011г. в купейном вагоне составила 10,5 тыс. руб. По этому же направлению доля авиаперевозок увеличилась с 58 до 89% за тот же период, а стоимость авиабилета в 2011г. составила всего 7 тыс. руб. Та же ситуация и на более коротких маршрутах.

Минфин обращает внимание, что дальние железнодорожные перевозки конкурентоспособны на расстояниях до 1,5 тыс. км из-за ценового фактора, возникающего за счет госсубсидирования. В ведомстве отмечают, что несомненный приоритет железнодорожный транспорт сохраняет на расстояниях до 700 км. Минтранс рассчитал, что себестоимость железнодорожных перевозок пассажиров ниже, чем авиатранспортом. Перевозка одного пассажира в плацкарте обходится в 1–1,2 руб./км, в купе — 1,3–1,8 руб./км. Для авиаперевозок в эконом-классе с учетом расстояния этот показатель составляет 1,5–6,2 руб./км. Минфин полагает, что перераспределение госсубсидий в пользу авиакомпаний приведет к усилению конкуренции между авиаперевозчиками и снижению стоимости перевозок.

По словам представителя ФПК, учитывая дефицит субсидий на 2013г. в 10 млрд. руб., сокращение господдержки приведет к негативным последствиям, которые уже были озвучены во время принятия бюджета на этот год. Тогда говорилось о сокращении количества поездов, массовых увольнениях сотрудников, закрытии половины вагоноремонтных депо и прекращении закупки новых плацкартных вагонов.

Минтранс заявляет, что пока для реализации предложения Минфина нет реальной основы и сначала оно должно быть всесторонне изучено.

Новости по теме


Свежие новости