Внутрироссийские авиаперевозки продолжают быть убыточными

Алина Черноиванова из Газета.ru рассказала о докладе директора НЦ-19 ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда.
Согласно материалам доклада, операционная рентабельность российских авиаперевозок впервые с 2003г. превысила 3%. Анализ данных за 9 месяцев 2012г. показал, что средняя рентабельность авиакомпаний составила 3,83%. Это было достигнуто исключительно благодаря международным маршрутам. При этом перевозки внутри страны продолжают приносить убытки.
Впервые операционная рентабельность достигла отрицательного значения в 2008г. На следующий год ситуация немного улучшилась, но авиакомпании продолжали нести убытки. Решение стран-участников ТС об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов на значительный ряд иностранных самолетов в режиме временного ввоза позволило достичь авиаперевозчикам операционной рентабельности в 0,9%. Но на следующий год рентабельность снова стала отрицательной.
Фридлянд отмечает рост выручки авиакомпаний: за 9 месяцев 2011г. она составила 373 млрд. руб., а за аналогичный период 2012г. — 470 млрд. руб., что приблизительно соответствует темпам роста авиаперевозок. Однако разрыв между себестоимостью перевозок по международным маршрутам и внутренним продолжает расти: на международных линиях она составляет 23,42 руб. на т-км, а на внутрироссийских — 37,7 руб. на т-км. Даже несмотря на то, что билеты на внутренних маршрутах дороже, чем на международных, перевозчики не выходят на положительную рентабельность. Внутрироссийские линии с 2003г. работают исключительно в минус, в отличие от международных, где рентабельность все это время оставалась положительной и по итогам 9 месяцев 2012г. достигла 7,9%.
Из доклада следует, что причиной такого разрыва стала разница в стоимости авиатоплива и аэропортового обслуживания в России и за рубежом. Так, авиаГСМ при международных полетах обходятся в 7,79 руб. на т-км, а при внутрироссийских — более чем в 11 руб. Та же ситуация и с обслуживанием в аэропортах: 3,3 руб. против 6,87 руб.
Участники рынка не ожидают улучшения экономики внутрироссийских перевозок, а, наоборот, не исключают возможного ухудшения. Подготавливаемых правительством мер, направленных на снижение стоимости перевозок, явно не достаточно для изменения ситуации. Более того, некоторые планируемые правительством изменения только поспособствуют увеличению нагрузки на авиаперевозчиков. Например, вероятное удорожание аэронавигационного обслуживания, изменение тарифной политики на обслуживание в аэропортах, новые расчеты арендных ставок для аэропортов, переносимых на авиакомпании, а впоследствии и на пассажиров.
Если истекающий в конце этого года срок действия льгот по временному ввозу иностранных самолетов не будет продлен, то тарифы на авиабилеты могут существенно возрасти.
Новости по теме
-
Мировые авиаперевозки грузов достигли исторического максимума
Грузооборот мировой гражданской авиации в 2024 году увеличился на 11,3% по сравнению с аналогичным показателем 2023 года
-
Мировой спрос на авиаперевозки грузов растет 14 месяцев подряд
Грузооборот гражданской авиации в сентябре вырос на 9,4% до 22,7 млрд тонно-километров
-
Грузооборот мировой гражданской авиации в июле обновил свой рекорд, но пик сезона впереди
Относительно уровней прошлого года глобальный грузовой авиатрафик в июле вырос на 13,6%
Свежие новости
-
Объемы контейнерного импорта в США вновь на коронакризисных максимумах
Объемы импорта в прошлом месяце превысили даже январский максимум, установленный на пике пандемии в 2022 году
-
В 2024 году РЖД увеличили показатель EBITDA на 14%
В период с 2019 года по 2024 год показатель EBITDA компании составил 3,36 трлн руб.
-
В России создана ассоциация выпускников Макаровки
Ее организатором и идейным вдохновителем стал выпускник Макаровки 1984 года Леонид Мухин
-
Бывшего главу Калининградского порта обвинили в хищении 29 млн руб.
Соответствующее сообщение суд разместил в своем официальном телеграм-канале
-
Совокупная мощность терминального портфеля DP World превысила 100 млн TEU, годовой оборот – 88 млн TEU
Более 1 млн TEU прироста обеспечили новые терминалы группы