Светлое будущее российской авиапромышленности
Минпромторг подготовил новый вариант государственной программы по развитию авиационной промышленности до 2025 года, который еще в декабре был представлен на согласование в профильные ведомства, пишет сегодня “Коммерсантъ”. Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад — в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию, которая не удовлетворила правительство.
Подготовленная программа описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% — в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. Достижение данных показателей позволит России стать “третьем центром силы мировой авиационной промышленности”, говорится в документе. Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует как отсталое и неконкурентноспособное. Чтобы выбраться из подобной разрухи, понадобится много денег – 1,7 трлн руб. бюджетных средств.
Программа поделена на подотрасли: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты.
В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Здесь приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу “Самолет-2020”, в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания.
Вертолетостроение тоже весьма проблемная отрасль. Несмотря на то что рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО “Вертолеты России” укрепились, “позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники”, продукция компании “характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества”. Помимо повышения качества к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5-4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. С 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350-450 км/ч, у обычного Ми-8 — около 230 км/ч). В программе также указывается, что к 2016 году ОАО “Вертолеты России” должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено).
Проблемной Минпрому видится и отрасль агрегатостроения. Сейчас на рынке есть одна вертикально интегрированная структура — ОАО “Концерн “Авиационное оборудование”” (входит в ГК “Ростехнологии” и объединяет 37 предприятий, часть из них планируется продать, оставив в составе всего 19 компаний во главе с ОАО “АКБ “Якорь””, следует из документа) и самостоятельные предприятия. Чтобы консолидировать отрасль и повысить конкурентоспособность продукции, Минпром планирует осуществлять государственную поддержку только тех предприятий, которые будут побеждать в тендерах на участие в перспективных программах. Помимо концерна “Авиационное оборудование” в документе в качестве участников нескольких таких программ указаны “Аэроэлектромаш”, АОКБ “Импульс”, НПП “Наука”, НПО “Родина”, “Аэросила” и другие. На базе ОАО УМПО, Пермского моторного завода, НПО “Сатурн” и ОАО “Кузнецов” планируется создать центры технологической компетенции для выпуска серийной продукции (литье, турбины и т. п.)
Проект развития отечественного авиаприборостроения планируется реализовывать на базе концерна “Авиаприборостроение” (также входит в ГК “Ростехнологии”). Ожидается, что в 2012-2013 годах концерн завершит формирование дивизиона гражданского и боевого авиаприборостроения, после чего (в 2014-2018 годах) будет налажено серийное производство бортового оборудования нового поколения, что позволит снизить долю иностранных приборов в продукции ОАК до 50-70%, а к 2025 году — до 20%.
Всей госпрограммой, по мнению Минпрома, должен управлять специально созданный наблюдательный совет. В него войдут по одному представителю от Минпрома, Минобороны, Минтранса, ГК “Ростехнологии”, ОАО ОАК, ФГУП ЦАГИ, а также три эксперта, не являющиеся работниками отраслевых компаний. Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% — для широкофюзеляжных, 12,5% — для узкофюзеляжных и 8% — для региональных).
Официально в Минпроме комментировать детали госпрограммы отказались. Документ должен быть представлен правительству в апреле 2012 года.
Новости по теме
-
Мировой спрос на авиаперевозки грузов растет 14 месяцев подряд
Грузооборот гражданской авиации в сентябре вырос на 9,4% до 22,7 млрд тонно-километров
-
Грузооборот мировой гражданской авиации в июле обновил свой рекорд, но пик сезона впереди
Относительно уровней прошлого года глобальный грузовой авиатрафик в июле вырос на 13,6%
-
«Антей» впервые отправил живого краба из Мурманска в Китай прямым авиасообщением
Ранее доставка краба осуществлялась в два этапа: наземным транспортом в Москву и далее самолетом в Китай
Свежие новости
-
«Туапсинский балкерный терминал» увеличил грузооборот за 11 месяцев на 19%
Объемы перевалки уже превысили оборот за весь 2023 год, когда было перевалено 1,7 млн тонн
-
Грузооборот портов России в ноябре 2024 года вырос на 12%
По итогам 11 месяцев 2024 года грузооборот портов России составил 815,1 млн тонн грузов, что на 2% или на почти 17 млн тонн отстает от прошлогоднего уровня
-
Torgmoll в 2025 году удвоит судозаходы в «Архангельский морской торговый порт»
Такими планами в беседе с InfraNews поделился генеральный директор порта Цецен Горяев, уточнив, что в 2024 году АМТП обработал 5 судозаходов компании
-
FESCO начала доставлять грузы между Кенией и Новороссийском
Первая партия кенийского чая в контейнерах FESCO уже загружается в Момбасе для отправки в Новороссийск
-
CMA CGM будет совладельцем нового контейнерного терминала в порту Гамбург
Eurogate принадлежит контейнерный терминал в Гамбурге, который переваливает примерно четверть совокупного оборота порта