Светлое будущее российской авиапромышленности
Минпромторг подготовил новый вариант государственной программы по развитию авиационной промышленности до 2025 года, который еще в декабре был представлен на согласование в профильные ведомства, пишет сегодня “Коммерсантъ”. Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад — в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию, которая не удовлетворила правительство.
Подготовленная программа описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% — в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов. Достижение данных показателей позволит России стать “третьем центром силы мировой авиационной промышленности”, говорится в документе. Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует как отсталое и неконкурентноспособное. Чтобы выбраться из подобной разрухи, понадобится много денег – 1,7 трлн руб. бюджетных средств.
Программа поделена на подотрасли: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты.
В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Здесь приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу “Самолет-2020”, в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания.
Вертолетостроение тоже весьма проблемная отрасль. Несмотря на то что рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО “Вертолеты России” укрепились, “позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники”, продукция компании “характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества”. Помимо повышения качества к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5-4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. С 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350-450 км/ч, у обычного Ми-8 — около 230 км/ч). В программе также указывается, что к 2016 году ОАО “Вертолеты России” должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено).
Проблемной Минпрому видится и отрасль агрегатостроения. Сейчас на рынке есть одна вертикально интегрированная структура — ОАО “Концерн “Авиационное оборудование”” (входит в ГК “Ростехнологии” и объединяет 37 предприятий, часть из них планируется продать, оставив в составе всего 19 компаний во главе с ОАО “АКБ “Якорь””, следует из документа) и самостоятельные предприятия. Чтобы консолидировать отрасль и повысить конкурентоспособность продукции, Минпром планирует осуществлять государственную поддержку только тех предприятий, которые будут побеждать в тендерах на участие в перспективных программах. Помимо концерна “Авиационное оборудование” в документе в качестве участников нескольких таких программ указаны “Аэроэлектромаш”, АОКБ “Импульс”, НПП “Наука”, НПО “Родина”, “Аэросила” и другие. На базе ОАО УМПО, Пермского моторного завода, НПО “Сатурн” и ОАО “Кузнецов” планируется создать центры технологической компетенции для выпуска серийной продукции (литье, турбины и т. п.)
Проект развития отечественного авиаприборостроения планируется реализовывать на базе концерна “Авиаприборостроение” (также входит в ГК “Ростехнологии”). Ожидается, что в 2012-2013 годах концерн завершит формирование дивизиона гражданского и боевого авиаприборостроения, после чего (в 2014-2018 годах) будет налажено серийное производство бортового оборудования нового поколения, что позволит снизить долю иностранных приборов в продукции ОАК до 50-70%, а к 2025 году — до 20%.
Всей госпрограммой, по мнению Минпрома, должен управлять специально созданный наблюдательный совет. В него войдут по одному представителю от Минпрома, Минобороны, Минтранса, ГК “Ростехнологии”, ОАО ОАК, ФГУП ЦАГИ, а также три эксперта, не являющиеся работниками отраслевых компаний. Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% — для широкофюзеляжных, 12,5% — для узкофюзеляжных и 8% — для региональных).
Официально в Минпроме комментировать детали госпрограммы отказались. Документ должен быть представлен правительству в апреле 2012 года.
Новости по теме
-
Авиакомпания JD.com увеличит свой парк в этом году с 6 до 10 самолетов
В отличие от других интернет-ритейлеров, таких как Amazon и Alibaba, JD. com создал настоящую работающую авиакомпанию с собственными пилотами
-
Глобальный грузовой авиатрафик в апреле вырос на 11,1% к прошлогоднему уровню
На международных линиях грузооборот гражданской авиации вырос на сопоставимый процент – 11,6% к апрелю 2023 года
-
«Почта России» возобновила доставку в 14 стран Африки
Перевозки в Бенин, Ботсвану, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гвинею, Замбию, Зимбабве, Кот-д’Ивуар, Малави, Нигер, Руанду, Того и Эритрею были приостановлены в 2020 году на фоне пандемии коронавируса.
Свежие новости
-
Segezha Group отправило первое судно в навигацию 2024 года из Онеги в Египет
Грузовой теплоход, груженный 4,9 тыс. куб. м сосновых пиломатериалов, проследует в египетский порт Александрия через Гибралтарский пролив, связывающий Атлантический океан со Средиземным морем
-
Нет фото
Уточнение
Исследовательское агентство InfraNews сообщает покупателям «Контейнерного отчета по итогам 2023
-
Чистая прибыль CMA CGM во II квартале 2024 года упала более чем в два раза – до $661 млн
Показатель EBITDA за описываемый период сократилась за год на 4,3% и составила $2,48 млрд
-
Железнодорожные перевозки через погранпереходы РФ и КНР выросли на 18,8%
По итогам первого полугодия объем железнодорожных перевозок в сообщении с
-
Перевалка зерна в российских портах в первом полугодии выросла на 10%
Основной объем зерна морским путем традиционно отправлен на экспорт: по итогам первых шести месяцев текущего года Россия экспортировала через свои порты 31,7 млн тонн, что на 16,7% превышает уровень прошлого года