Грузоотправителей обяжут согласовывать заявки на грузоперевозки с операторами вагонов
Минтранс России предложил обязать грузоотправителей согласовывать каждую заявку на железнодорожную перевозку с собственниками вагонов, и все изменения в ней. Инициатива регулятора вызвала у участников рынка и экспертов неоднозначную реакцию: часть из них согласились с тем, что в процедуре согласования заявок давно требовалось навести порядок, но текущая редакция документа, по их мнению, приведет к обратному эффекту: «инфлированных» заявок станет только больше.
Порядок подачи заявок на железнодорожные перевозки грузов в ближайшее время может претерпеть изменения. В минувший понедельник Минтранс России опубликовал на портале правовой информации законопроект о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта, из которого следует, что грузоотправителей обяжут получать согласование заявки на железнодорожную перевозку сначала у оператора вагона и лишь потом подавать ее в РЖД. Аналогичным образом будет работать и процесс внесения изменений в уже согласованную РЖД заявку на перевозку: направить заявление об изменениях, грузоотправитель сможет только после их согласования с владельцем вагона, указанным в заявке.
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают на то, что он направлен в том числе на борьбу с «инфлированными» заявками грузоотправителей, не обеспеченных реальной погрузкой, давно ставшими «популярным инструментом обхода требований Правил недискриминационного доступа». На фоне искусственного завышения объемов со стороны отправителей, распределение пропускных способностей инфраструктуры происходит «на основе недостоверной информации, что ущемляет интересы грузоотправителей, потребность которых в перевозке не удовлетворяется из-за «инфлированных» заявок», говорится в пояснительной записке.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласование грузоотправителем заявки с оператором железнодорожного подвижного состава. «Отсутствие такой обязанности дестабилизирует ритмичность перевозок, приводит к неэффективному использованию железнодорожных путей общего пользования и негативно влияет на качество планирования перевозок», – полагают авторы законопроекта.
По словам президента Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, такая инициатива уже давно напрашивалась. «Сегодня грузовладелец не ограничен в изменении оператора в уже согласованной заявке на перевозку. Как итог, нередко происходит ситуация, когда оператор отправляет вагоны под предполагаемую отправку, и пока они находятся в пути, грузоотправитель находит другого оператора и вносит изменения в уже согласованную ГУ-12, аннулируя при этом прошлую версию заявки», – пояснил он. По мнению Павла Иванкина, новые правила повысят взаимную ответственность между грузоотправителем и оператором, упорядочат процесс перевозки, и «на сети не будут подвисать в воздухе вагоны, идущие под загрузку».
Эксперт также не исключил, что с введением новых правил у операторов может сформироваться своеобразный «рейтинг добросовестности грузоотправителя». «Оператор будет выступать неким фильтром. И если в один месяц он подаст грузоотправителю вагоны и не получит под них груз, то на следующий месяц он уже может и не согласовать грузоотправителю этот объем», – полагает Павел Иванкин.
Собеседник InfraNews в одной из крупных операторских компаний назвал инициативу Минтранса «правильной, но очень плохо проработанной». По его словам, предложенный механизм только усложнит процесс согласования заявок на перевозки, нагрузит грузоотправителя дополнительной работой, что впоследствии только усилит отток грузов с железной дороги и переориентацию на альтернативные виды транспорта, прежде всего, на менее зарегулированный автотранспорт. Кроме того, собеседник InfraNews не исключил, что новые ограничения спровоцируют рост «кэптивного» (принадлежащего грузоотправителю) парка или появление операторов, обсуживающих ограниченное число грузоотправителей, «что также является условной формой кэптива».
В компании «Цемрос» (крупнейший в России производитель цемента) предлагаемые Минтрансом изменения не поддерживают в принципе, называя их «избыточными», поскольку отношения грузовладельца и оператора уже сейчас «прекрасно регулируются» договорами между ними. Кроме того, в «Цемросе» напомнили о планах РЖД ужесточить штрафы за «инфлированные» заявки грузоотправителей, что «в полной мере исключит возможность подачи избыточных заявок». Таким образом, введение дополнительного согласования заявки с оператором – дублирует уже имеющиеся обязательства и усложняет и так довольно перегруженный в сравнении с другими видами транспорта процесс планирования и согласования заявок на перевозку, настаивают в компании.
Кроме того, в «Цемросе» также обратили внимание на то, что у операторов появляется возможность затягивать согласование заявки. «Нынешняя редакция документа позволяет оператору сколь угодно долго тянуть и не согласовывать заявку на перевозку, дожидаясь погрузки на «удобные» или коммерчески прибыльные направления», – считают в «Цемросе». Более того, в компании убеждены, что новые правила приведут к обратному эффекту и «инфлированных» заявок станет только больше. «Последствиями такой недоработанной нормы станут как раз новые заявки грузоотправителей с более расторопными или сговорчивыми операторами. В итоге это – как раз «инфлирование» и раздувание заявок, а также дополнительные расходы грузоотправителей на штрафы и невыполнение заявок», – предупредили в «Цемросе».
Ранее, как сообщал InfraNews, Минтранс подготовил еще ряд поправок в Устав железнодорожного транспорта, направленных на повышение ответственности грузоотправителей за непредъявление грузов к перевозке.
Новости по теме
-
График динамики спроса на контейнерные перевозки идет параллельно прошлогоднему на 4-5% выше
В целом за третий квартал объем рынка составил 49,3 млн TEU, +4,6%
-
Производство грузовых вагонов в октябре сократилось на 51%
Производство полувагонов по итогам 10 месяцев сократилось на 20%
-
Чистый убыток «Совкомфлота» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 8 млн долларов
Выручка группы сократилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года до 763 млн долл. США
Свежие новости
-
CMA CGM ведет переговоры о покупке 20% терминала Eurogate в порту Гамбург
Контейнерооборот терминала за первые три квартала текущего года составил 6,3 млн TEU
-
Спрос на складскую недвижимость сократился за первые три квартала 2025 года на треть
Количество сделок год к году сократилось на 36%, объемы – на 27%
-
График динамики спроса на контейнерные перевозки идет параллельно прошлогоднему на 4-5% выше
В целом за третий квартал объем рынка составил 49,3 млн TEU, +4,6%
-
Производство грузовых вагонов в октябре сократилось на 51%
Производство полувагонов по итогам 10 месяцев сократилось на 20%
-
Чистый убыток «Совкомфлота» по итогам 9 месяцев 2025 года составил 8 млн долларов
Выручка группы сократилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года до 763 млн долл. США