Каша из топора семейства Якуниных
Железная дорога | Логистика | Новости | Июль 26, 2012, 18:01
Обнаружены деловые связи сына главы РЖД Владимира Якунина с фирмами и бизнесменами, которые имеют отношение к российской железнодорожной монополии, утверждает агентство Reuters, ссылаясь на результаты собственного расследования. “37-летний Андрей Якунин, проживающий в Лондоне инвестор, хочет осуществить программу строительства гостиниц в России с общим бюджетом 500 млн долларов, частично при содействии филиала компании, которой руководит его отец. Он также до последнего времени имел общий офис с частной компанией, намеревающейся транспортировать по российским железным дорогам, в обход традиционных морских путей, миллионы тонн грузов между Азией и Европой”, – пишут журналисты Дуглас Бусвайн и Стивен Грей.
Правда, Андрей Якунин открыто говорит о своих деловых связях с РЖД, и ничто не указывает, что в этих связях есть что-то противозаконное. “Но сама железнодорожная госмонополия очень скупо раскрывала эту информацию в документах для инвесторов. В заявлении для Reuters Владимир Якунин вообще отрицал факт подобных связей”, – пишут авторы.
Агентство побеседовало с Андреем Якуниным. “Когда его спросили, возникнут ли вопросы к РЖД о раскрытии информации в связи с его партнерством с подразделением РЖД, ведающим недвижимостью, он ответил: “Согласен, но я не получаю от них денег – это я им плачу”. По словам Андрея Якунина, система собственности на землю в России столь запутанная, что его связи не облегчают приобретение участков под отели.
Якунин-старший отказался дать интервью по этому поводу. В заявлении для Reuters компания отметила, что между РЖД и Андреем нет деловых связей.
Владимир Якунин – “типичный инсайдер” в “системе кремлевского капитализма, выстроенной Путиным”, как выражаются авторы статьи. Путин и Якунин познакомились в Петербурге, когда первый начинал политическую карьеру, а второй занялся бизнесом. “Когда в 2000 году Путин стал президентом, Якунин пришел в федеральное правительство, а в 2005 году, после междоусобной схватки, возглавил РЖД – кровеносную систему крупнейшей страны мира”, – говорится в статье.
Через год сын Якунина вместе с уроженцем Израиля Яиром Зивом основал в Лондоне инвестфонд, работающий с недвижимостью. Фонд начал планировать сеть отелей в России. В 2009 году Андрей Якунин вступил в партнерство с Rezidor (Швеция) – опытным оператором отелей. “Андрей сказал, что первые три отеля, введенные в строй, – в Казани, Астрахани и Ижевске – не имеют никакого отношения к РЖД. Но как минимум еще пять отелей планируется построить около ключевых железнодорожных вокзалов или совсем близко к ним, по данным Rezidor”, – говорится в статье.
По словам Андрея Якунина, в результате “тщательного отбора” его фирма выбрала филиал РЖД – “Желдорипотеку”. “Остроглазые могут заметить, что аббревиатура VIYM (Venture Investment & Yield Management – так называется фонд Якунина) похожа на инициалы ВИЯ (инициалы Якунина-старшего). Петербургское отделение VIYM возглавляет младший брат Андрея, Виктор, ранее работавший в Gunvor – нефтеторговой фирме, которой руководит миллиардер Геннадий Тимченко, тоже близко познакомившийся с Путиным в Петербурге 1990-х”, – говорится в статье.
Со своей стороны, Андрей Якунин говорит, что избегает потенциальных конфликтов интересов: “Я должен очень осторожно относиться к отраслям, которые, возможно, нахожу привлекательными, но держусь от них подальше, /./ потому что не хочу создавать проблем”. По словам Андрея, он отказался участвовать в тендере на создание заведений фаст-фуда на российских вокзалах. Со своей стороны, в заявлении РЖД сказано: инициалы Якунина-старшего “ничего не означают, если не считать создания аббревиатуры”, а “все попытки вывести из этого совпадения какое-либо аффилирование с главой РЖД равносильны выдумке”.
Управляющий Rezidor по делам России Арилд Ховланд отметил: “Нас заверили, что между РЖД и инвестфондом, владеющим Regional Hotel Chain, – “брандмауэр”. Между тем РЖД не считает необходимым вдаваться в детали отношений Андрея с филиалом компании, возглавляемой его отцом. Ни в одном проспекте бондов, недавно выпущенных РЖД на сумму в миллиарды долларов, не упоминалось четко о партнерстве RHC с “Желдорипотекой”.
Лондонский офис VIYM находится на 16-м этаже здания Marble Arch Tower. “До начала июля там же квартировала еще одна компания, намеренная воспользоваться перспективами российской железнодорожной сети, – Far East Land Bridge (FELB)”, – утверждает Reuters. Компания FELB предлагает доставлять грузы из Китая в Европу быстрее и дешевле, чем по морю. Недавно головной офис FELB переехал в Вену.
“Компания управляется через номинальную структуру, происходящую с Кипра. На Кипре она пользуется услугами того же секретаря компании и тем же адресом офиса в Никосии, что и ряд организаций, связанных с VIYM”, – пишет издание, ссылаясь на документы. Один из сайтов FELB зарегистрирован на имя Яира Зива, партнера Андрея Якунина по VIYM. Зив от комментариев воздержался. Андрей Якунин, со своей стороны, говорит, что вообще не занимается FELB.
“Но заявление Владимира Якунина, что ни он, ни РЖД не имели материальных интересов в FELB, опровергается заявлениями и отчетностью дочерней фирмы РЖД – “Трансконтейнера”. “Трансконтейнер”, имеющий листинг в Лондоне, недавно продал свою долю в FELB фирме “РЖД Логистика”, которая была основана в 2010 году и на 100% принадлежит РЖД. 29 июня “РЖД Логистика” объявила, что купила 10% FELB и намерена довести свою долю до 25%”, – говорится в статье. “В недавно поданном документе “Трансконтейнер” заявил, что FELB “фактически контролируется группой РЖД”, – утверждает агентство. Пока неясно, как повлияет частичная приватизация на совместные предприятия РЖД с частными компаниями, замечает Reuters.
Новости по теме
-
Валерий Танаев назначен заместителем гендиректора – главным инженером РЖД
На его место, руководителем МЖД, назначен Павел Иванов
-
Компания «Транзит» отправила первый контейнерный поезд через реку Амур
Транзитное время до пограничного перехода Михайло-Семеновская (Ленинск II) – Тунцзян составляет 12 дней
-
«Спецтрансгарант» нарастил перевозку серной кислоты в танк-контейнерах за 10 месяцев на 11%
Основу грузопотока составили отправки внутри страны
Свежие новости
-
«Ростех» станет миноритарием «Астраханского порта»
Государственная корпорация «Ростех» получит 25,5% акций ПАО «Астраханский порт», находившихся на балансе Росимущества
-
Автоперевозчики получат 6 тыс. разрешений на пересечение российско-китайского погранперехода Забайкальск
Соответствующие договоренности были достигнуты между Минтрансом России и представителями Китая, передает портал правительства Забайкальского края
-
FESCO запустила регулярную морскую линию между Владивостоком и Шанхаем
Обслуживать новую линию будут два контейнеровоза группы суммарной вместимостью около 3200 TEU: QING XIANG 6 и KAPITAN AFANASYEV
-
Тариф на порожний пробег универсальных вагонов и фитинговых платформ с 1 января 2025 года вырастет на 10%
С 1 января 2025 года тариф на порожний пробег универсальных вагонов и фитинговых платформ вырастет на 10%. Эксперты транспортного рынка считают, что серьезных проблем экономике России это решение не доставит, но создаст угольным компаниям дополнительный стимул для наращивания перевозок импортных контейнеров в полувагонах.
-
Валерий Танаев назначен заместителем гендиректора – главным инженером РЖД
На его место, руководителем МЖД, назначен Павел Иванов