Крупнейшие контейнеровозы приносят терминалам огромные расходы

Самые загруженные контейнерные терминалы Европы оказались вынуждены направлять свою прибыль на развитие мощностей, чтобы быть способными обслуживать крупнейшие в мире контейнеровозы, в то время, когда из-за экономического спада объемы показывают снижение.

Судоходные линии, такие как AP Moeller-Maersk, пытаются сэкономить за счет все более крупных судов. Это заставляет операторов терминалов, например, в Роттердаме, Феликстоу, Великобритании, вкладывать миллиарды долларов в более глубокие порты, большие краны, более длинные причалы, иначе они рискуют оказаться вне крупнейшего в мире торгового пути Азия-Европа.

По мнению аналитиков, в ближайшее время порты не смогут достичь былых уровней прибыльности, наблюдавшихся до кризиса 2009 г. из-за медленного роста и ввода дополнительных мощностей в течение ближайших 24 месяцев. Портам становится все сложнее перекладывать растущие расходы на своих клиентов, при этом экономика не оказывает поддержки.

По данным Drewry Shipping Consultants, средняя мощность судна, работающего на направлении Азия-Северная Европа, в I квартале 2013 г. выросла до рекордных 10 279 TEU, что на 7,6% больше чем годом ранее и на 53% – чем за последние пять лет. Европейские порты потратили или готовы потратить до 10 млрд. евро, чтобы быть способными обрабатывать самые большие в мире контейнеровозы.

Маржа прибыли Hamburger Hafen & Logistik AG, на долю которого приходится обработка 80% контейнеров в Порту Гамбурга, до уплаты процентов и налогов снизится до 14,5% в этом году против 15,7% годом ранее. Аналогичный показатель Eurokai KGaA снизится до 8,3% с 8,9%.

Размер самого большого контейнеровоза увеличился в четыре раза с 1992 г., и к концу 2013 г. средний размер судна на линии Азия-Северная Европа достигнет 11 200 TEU.

В Гамбурге количество судов вместимостью более 10 000 TEU увеличилось до 349 в прошлом году против 20 в 2008 г. Заходы судов вместимостью 6000-7999 TEU сократились более чем на половину от изначальных 400.

Maersk Mc-Kinney Moeller совершил свой первый рейс в этом месяце. Maersk Line заказали еще 19 судов Triple-E класса вместимостью 18 000 TEU. Кроме того, China Shipping Container Lines в мае заказала пять судов вместимостью 18 400 TEU каждый. Первый из них должен быть доставлен во второй половине 2014 года. По прогнозам Drewry, первое судно вместимостью 22 000 TEU появится к концу десятилетия. Таким образом, перевозчики хотят сэкономить за счет масштаба таких кораблей, а порты вынуждены соответствовать им.

Мощности контейнерных портов в Западной Европе в этом году вырастут на 1%, в 2012 г. рост составил 2,6%. Это связывают с падением прогнозного роста мировой экономики до 4,1% в 2013 году против 4,5% годом ранее.

Приход гигантских судов наряду со стагнацией объемов предполагает, что перевозчики должны переводить меньшие корабли на другие маршруты, чтобы избежать избытка мощностей.

По словам основателя исследовательской группы Hackett Associates Бена Хаккета, большое количество судов вместимостью 6000-8000 TEU появляется в Южной Америке. При этом на Транс-тихоокеанском маршруте судов становится все больше, также как и в Западной Африке, и везде должны строиться новые мощности для обслуживания этих больших судов.

Новости по теме


Свежие новости