Импортные и экспортные контейнерные отправки на Дальнем Востоке сравнялись

Двукратное снижение объемов контейнерного импорта на Дальнем Востоке, наложившееся на ускорение движения по Восточному полигону РЖД, привело к тому, что импортные и экспортные грузопотоки сбалансировались. Некоторые операторы уже заявили об отказе использовать полувагоны для вывоза контейнеров из портов, но остальные предупреждают, что эта ситуация продлится недолго.
Казавшаяся вечной проблема дисбаланса импортных и экспортных контейнерных грузопотоков, который еще летом стабильно составлял 3 к 1 в пользу импорта, внезапно исчезла на Дальнем Востоке. Как рассказали InfraNews сразу несколько железнодорожных операторов, причиной тому стало сохраняющееся на протяжении нескольких месяцев двукратное снижение импорта, совпавшее с улучшением движения на сети РЖД, в частности, по Восточному полигону.
Так, по словам заместителя генерального директора компании «ЛОГОПЕР» Виталия Потапова, в феврале контейнерный импорт на Дальнем Востоке снизился в два раза относительно «пикового» декабря 2024 года и на 34% относительно февраля прошлого года. «Влияние на это оказал целый ряд факторов, среди которых, конечно же, падение импорта в автосегменте, а также сложности с доступностью оборотного капитала у торговых компаний в условиях высокой ключевой ставки», – пояснил он.
В марте и апреле эта тенденция сохраняется, констатируют в компании «Специальные контейнерные линии» (СКЛ), уточняя, что по предварительным данным, в марте объемы экспортных железнодорожных отправок контейнеров в порты Дальнего Востока даже превысили импортные отгрузки оттуда. «Причины – это не только высокая ключевая ставка. С рынка мы получаем информацию о том, что из-за аномально теплой зимы завезенные в Россию сезонные товары не были реализованы. Это значит, что у продавцов не появилась выручка на приобретение нового товара, ну и что склады забиты непроданной продукцией», – добавили в СКЛ.
Кроме того, к настоящему моменту дали свой позитивный эффект усилия РЖД по нормализации грузового движения на железных дорогах и различных мер по снижению объемов перевозок порожних вагонов. По словам главы ЦД РЖД Михаила Глазкова, уже к концу года перевозчику удалось отставить от движения 75 тыс. вагонов, в результате чего участковая скорость движения выросла на 2 км/ч. А скорость контейнерных поездов в первые месяцы 2025 года увеличилась значительно, «в среднем на сутки или двое» в сравнении с прошлогодним показателем, рассказывал в недавнем интервью InfraNews глава холдинга «Фининвест» Александр Кахидзе.
В РЖД также заявили, что с начала 2025 года отпала необходимость ограничивать отправки контейнерных поездов на экспорт, и все предъявляемые грузоотправителями заявки удовлетворяются в полном объеме. В результате действия этих факторов, дефицит фитинговых платформ на Дальнем Востоке практически исчез, отмечают операторы, что уже привело к снижению потребностей операторов в полувагонах для вывоза контейнеров по Восточному полигону в центр страны. По данным InfraNews, отправки контейнеров в полувагонах в марте просели до 61 поезда, тогда как в прошлогоднем марте их было почти в три раза больше, а в пиковом сентябре 2024 года они достигали 331 поезда в месяц. В этих условиях, по словам участников рынка, у некоторых контейнерных операторов на Дальнем Востоке необходимость работать с полувагонами просто отпала.
В компании «Транзит» подтвердили InfraNews, что в условиях «низкого рынка» контейнерные операторы начинают конкурировать между собой, прежде всего, за счет скорости доставки грузов, а перевозки в полувагонах этому не всегда способствуют. «В низкий сезон мы уделяем внимание качеству предоставляемого сервиса, в том числе стараемся сократить сроки доставки. При отправке в Москву полувагоны не всегда позволяют нам это делать, так как тратится время на перегруз в пути следования», – заявил директор департамента импортной логистики компании «Транзит» Александр Ткаченко. При этом он подчеркнул, что на маршрутах, завершающихся вблизи станций формирования грузовой базы, например, в Новосибирске, Екатеринбурге или Красноярске, полувагоны все так же востребованы.
В то же время, в компаниях, чьи бизнес-модели связаны с перевозкой контейнеров в полувагонах, продолжают работать по этой технологии и полагают, что снижение таких отправок – временный эффект от снижения импорта, который пройдет уже в мае-июне текущего года вместе с восстановлением потребительской активности. «Если говорить о перевозках контейнеров в полувагонах, то по итогам первых двух месяцев в этом сегменте мы видим снижение, которое вполне сопоставимо с темпами падения контейнерного импорта в целом, – заявил InfraNews Виталий Потапов из компании «ЛОГОПЕР». – При этом все крупные операторы продолжают работать с полувагонами, никто от этой технологии не отказывается».
Аналогичного мнения придерживаются в компании Neco Line, чьи морские контейнерные линии регулярно заходят на универсальный дальневосточный терминал ППК-1 «Восточного Порта», работающий в основном с углем. «Да, импорт снизился, вместе с ним падает загрузка судов и, следовательно, отправки из портов. Но в силу специфики терминала, на котором мы работаем, мы не уйдем от полувагонов», – рассказал генеральный директор Neco Line Александр Чернов, добавив, что восстановления импортных отправок ждет уже в мае.
По словам генерального директора компании «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, эта ситуация не является экстраординарной, а «наслаждаться балансом экспорта и импорта рынок будет недолго». «Это приведет сначала к резкому падению цен на импортные перевозки, а затем к восстановлению этих объемов», — пояснил эксперт.
Новости по теме
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
Свежие новости
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
-
Контейнерооборот «Глобал Портс» в первом квартале вырос на 2,5% до 304 тыс. TEU
Объем перевалки контейнеров на терминалах в Балтийском море увеличился на 38%
-
Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна сократился в марте 2025 года на 6%
Сокращение обусловлено снижением объемов импортной перевалки