Из-за Польши и Литвы на границе с Белоруссией застряли сотни грузовиков из Казахстана и Узбекистана

Решение властей Польши, закрывшей неделю назад последний действующий погранпереход с Белоруссией для проезда всех автомобилей без европейской регистрации, закономерно привело к тому, что сотни грузовиков, зарегистрированных в Казахстане, Узбекистане, Армении и Турции, не могут вернуться из Европы на родину. Выезд дальнобойщиков из Польши через Литву также ограничен, что привело к стремительному росту очередей из фур на литовско-белорусских погранпунктах.

Решение польских властей о запрете проезда в обоих направлениях белорусско-польского погранпункта «Козловичи – Курурыки» для всех грузовых автомобилей, не имеющих регистрации в странах ЕС, застало врасплох автоперевозчиков из третьих стран – Казахстана, Узбекистана, Армении и Турции, сообщают участники логистического рынка. Сотни грузовых автомобилей, осуществлявших перевозки товаров из Европы кратчайшим транзитным маршрутом через Белоруссию, столкнулись с невозможностью пересечь внешнюю границу ЕС.

О планируемых ограничениях на проезд погранпукта «Козловичи – Курурыки» в связи с «вопросами национальной безопасности» МВД Польши объявило 20 февраля – всего за сутки до их введения в действие, поэтому значительная часть автоперевозчиков, находившихся в рейсах на территории Европы, не успели выехать через привычный пункт пропуска в Беларусь. Единственный оставшийся способ въехать из ЕС в Белоруссию с территории Литвы для многих перевозчиков также оказался заблокирован: литовские власти, столкнувшиеся с наплывом грузовиков, усилили пограничный контроль и стали отказывать в проезде тем дальнобойщикам, которые не имели разрешения на транзит через литовскую территорию.

Точное число автомобилей без европейских номеров, застрявших на восточной границе ЕС, пока неизвестно, но их количество постепенно увеличивается. По данным Госпогранкомитета Белоруссии на 24 февраля на погранпункте «Козловичи» скопилось более 500 грузовиков. Уже 27 февраля Казахстан заявил о как минимум 400 своих фурах, застрявших в Польше: Минтранс республики пытался договориться с Польшей о введении «исключения» для казахских автоперевозчиков, но безуспешно. После этого пришлось вести переговоры с властями Литвы об беспрепятственном пропуске казахских машин транзитом через ее территорию (договориться удалось лишь 27 февраля). С аналогичной проблемой столкнулись и грузоперевозчики из Узбекистана, об итогах их переговоров с Литвой информации пока нет.

Ограничение проезда через «Козловичи – Кукурыки» стало результатом последовательных рестрикций польских властей в отношении грузового сообщения с Белоруссией. Еще осенью 2021 года во время «миграционного» кризиса Польша закрыла движение через пункт пропуска «Брузги – Кузница», а в феврале этого года – через «Берестовица-Бобровники». В ответ белорусские транспортные власти в середине февраля обязали польских грузоперевозчиков пересекать границу только со стороны Польши, то есть через единственный оставшийся рабочим пункт пропуска в Козловичах.

Между тем, проехать через Литву автомобилям из Центральной Азии также оказалось трудно. В феврале литовские власти в одностороннем порядке прекратили взаимодействие с белорусскими таможенниками и пограничниками по вопросам беспрепятственного пропуска транспортных средств. В результате, как сообщил Госпогранкомитет Беларуси, 28 февраля зафиксированы скопления грузового автотранспорта на пунктах пропуска с Литвой. Так, на пунктах пропуска Мядининкай (Каменный Лог), Шальчининкай (Бенякони) и Райгардас (Привалка) литовские пограничники пропускают в среднем 43% автотранспорта от ежесуточной нормы. Это говорит о том, что «Литва продолжает искусственно создавать очереди по обе стороны границы», говорится в сообщении белорусского погранкомитета.

Российских и белорусских автоперевозчиков новые польские ограничения практически не коснулись: им и так был запрещен проезд по территории ЕС с весны 2022 года, а перевозки грузов через Беларусь могли осуществляться только с перецепкой тягачей в приграничной зоне.

Но, например, литовские транспортники уже сигнализируют о грядущем коллапсе на всей восточной границе ЕС. По словам генерального секретаря Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повиласа Дрижаса, географическая зона, где находится Литва, Беларусь, Украина и Латвия, «является узким местом, где могут возникнуть определенные неожиданные кризисы». «На внешней границе Европы соберется большое количество грузовиков, у нас может образоваться очередь на 40-60 километров», – цитирует его слова агентство «Интерфакс».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал решение польской стороны «идиотским поступком» и «экономической провокацией», которая обернется убытками и самим европейцам, и поставщикам товаров из третьих стран, в частности, из Казахстана. В то же время, по его словам, Белоруссия будет вынуждена вводить ответные меры. «Мы вынуждены отвечать. Пока симметрично, адекватно. Если дойдет до того, что придется принимать ассиметричные меры, мы примем. Они на столе. Но мы этого не хотим», – добавил президент Беларуси.

Алексей Екимовский, Анастасия Баранец

Новости по теме


Свежие новости


  • Загадочные новые акционеры Sea Lead Shipping

    Sea Lead Shipping – зарегистрированный в Сингапуре линейный оператор, который за очень короткий период вошел в топ-20 крупнейших контейнерных линий, перешел от одних неизвестных никому инвесторов в собственность других

    22 февраля, 2024, 18:32
  • «Полярная звезда» и Sinotrans впервые отправили из Китая рефсцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    Оператор рефрижераторных контейнеров «Полярная звезда» совместно с китайской логистической компанией Sinotrans отправили из Китая в Россию первый в истории рефрижераторный сцеп с питанием от дизель-генераторного контейнера

    22 февраля, 2024, 14:26
  • Импортные контейнеры с отчалившего в Азию Flying Fish застряли в Бронке

    Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии. Однако импортерам, которые воспользовались услугами перевозки на Flying Fish, судовладелец предложил нелегкий выбор: внести завышенный денежный депозит и получить свои контейнеры, либо ждать до полного подсчета общих убытков в режиме «общей аварии». Пострадавшие импортеры, морские юристы и страховщики, опрошенные InfraNews, недоумевают по поводу размера депозита и самого факта такого предложения судовладельца

    21 февраля, 2024, 18:34
  • Объемы и финпоказатели контейнерного бизнеса HHLA продолжили снижаться в 2023 году

    Гамбургский контейнерный холдинг HHLA – оператор трех из четырех контейнерных терминалов крупнейшего порта Германии Гамбурга – сообщил о сокращении прибыли от логистических и портовых операций по итогам прошедшего года до всего 9 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2022 году

    21 февраля, 2024, 14:19
  • Оборот крупнейшего контейнерного порта Европы в 2023 году упал на 7%

    Контейнерооборот крупнейшего контейнерного порта Европы – порта Роттердам – составил в 2023 году 13,45 млн TEU, что на 7% меньше, чем в 2022-м

    21 февраля, 2024, 13:41