Правила доступа к инфраструктуре РЖД дополнят методикой для контейнеров

Новая детализированная редакция Правил недискриминационного доступа грузовладельцев к инфраструктуре РЖД (ПНД), определяющих очередность погрузки различных грузов на железную дорогу, начнет де-факто применяться уже с 19 января 2024 года. Однако, вопрос распределения дефицитных пропускных способностей инфраструктуры между контейнерными операторами внутри выделенных квот до конца не проработан, и для этого планируется разработать специальную методику.

Проект новой редакции ПНД, разработанный ФАС России и «принятый за основу» на заседании президиума правительственной комиссии по транспорту РФ 24 ноября, должен быть доработан и официально внесен в правительство до 14 декабря, следует из протокола поручений главы комиссии, вице-премьера РФ Андрея Белоусова по итогам заседания (копия протокола есть у InfraNews). Несмотря на то, что ввод в действие новых ПНД запланирован на сентябрь 2024 года, главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову «рекомендовано» до 19 января привести в соответствие с новыми правилами действующий документ – «Временные правила очередности перевозки грузов», утвержденных правлением РЖД. Это означает, что де-факто новые правила начнут применяться на железной дороге уже с начала будущего года, пояснили InfraNews участники рынка, а переходный период позволит «обкатать» новый порядок на реальных перевозках и, при необходимости, к сентябрю их скорректировать.

Сам текст проекта постановления правительства, разработанный ФАС, опубликован не был, поскольку содержит гриф «для служебного пользования» (ПНД, в частности, регулируют порядок перевозок грузов в интересах обороноспособности страны). В пресс-службе ФАС и РЖД вопросы InfraNews о ходе работы над новыми ПНД не прокомментировали. По словам нескольких участников совещания, проект новых ПНД в целом сохраняет применяемый сейчас принцип очередности погрузки, в том числе закрепляет нынешний приоритет для контейнерных перевозок на постоянной, а не временной основе.

В то же время, в новых правилах более детально описана очередность погрузки различных номенклатур грузов, которые ранее объединялись внутри одной грузовой группы. Это и ряд других изменений в ПНД позволит еще больше упорядочить процедуру принятия решений РЖД о том, каким грузам выдавать приоритет в очереди на погрузку, полагают опрошенные InrfaNews участники рынка. Однако, сам механизм распределения дефицитной пропускной способности РЖД нуждается в существенных дополнениях, прежде всего, для контейнерных перевозок, что активно обсуждалось на прошедшем заседании комиссии.

Так, Андрей Белоусов поручил ФАС России совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, РЖД и участниками рынка разработать специальную методику по распределению пропускных способностей инфраструктуры для перевозки грузов в составе контейнерных поездов, следует из протокола поручений по итогам заседания. Как рассказали InfraNews участники рынка, дискуссия о том, как РЖД будет распределять нитки графика между операторами контейнерных поездов и контейнерными терминалами, продолжается уже несколько месяцев, но согласия по этому поводу до сих пор не достигнуто.

По словам одного из собеседников InfraNews, есть три принципиальных подхода к созданию такой методики. «Первый, как было до 2023 года, когда наряд-заказы на контейнерные поезда делились между контейнерными операторами, подающими заявки. Вторая версия, как делается сейчас, когда заявки на контейнерные поезда делятся между терминалами. А третья версия предлагает делить возможности в пропорции 50/50 — половина возможностей операторам, половина терминалам», – пояснил он, добавив, при этом, что «терминал не сможет отправить поезд без оператора, поэтому этот вопрос в любом случае потребует компромисса».

Другой участник рынка рассказал InfraNews, что одно из наиболее обсуждаемых предложений – выдавать приоритет в погрузке тем контейнерным операторам, у которых есть и свой терминал, и свои вагоны, и договоренности с морской линией, то есть тем, кто организовал наиболее полный комплекс логистических услуг, а остальным операторам необходимо организовать «вторичный рынок» мощностей. Нынешнее же распределение в равных пропорциях между всеми, по мнению сторонников этой идеи, «дестимулирует операторов, развивающих свои сервисы».

По словам одного из участников совещания, «такие предложения действительно были озвучены, но в новой редакции точных решений пока нет». «В такой методике очень сложно найти баланс между контейнерными перевозчиками, грузоотправителями и терминалами, поэтому принцип, по которому будет создана эта методика, представить достаточно сложно». По его словам, именно поэтому обновленные правила начнут применяться уже с января, а «решение для контейнеров пока оставлено за скобками».

Срок для разработки новой методики для контейнерных операторов в поручении Андрея Белоусова не указан, но отдельным пунктом в протоколе отмечено, что новый порядок распределения мощностей «может быть принят при наличии согласованной позиции всех участников рынка контейнерных перевозок». Однако, быстрого компромисса ждать не стоит, полагает один из участников заседания. «Все будут довольны только тогда, когда инфраструктуры будет достаточно, – сказал он InfraNews. – Правила призваны распределять нагрузку по определенному механизму, а это означает, что всегда кто-то будет недоволен и кому-то будет не хватать».

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости