Противостояние операторов и вагоностроителей в вопросе продления срока службы вагонов

НП ОЖдПС предоставили отчет о прошедшем 24 сентября совещании, проведенном замминистра транспорта Алексеем Цыденовым по вопросу о продлении сроков службы грузовых вагонов.

По мнению Цыденова, продление сроков службы должно быть, и даже многократным, но не более полуторного срока службы грузового вагона. При этом представители Минпромторга ссылались на новый технический регламент Таможенного союза “О безопасности железнодорожного подвижного состава”, утвержденный 15 июля 2011 г., не предусматривающий продление срока службы вагонов. Данным регламентом предусматривается процедура продления только в случае модернизации подвижного состава. Представители вагоностроительных заводов требовали, чтобы продление было возможно только при соблюдении процедуры сертификации грузовых вагонов с продленным сроком службы. Таким образом продление срока службы приравнивается к производству нового подвижного состава.

Позиция НП СОЖТ не была представлена, поскольку единого мнения в объединении достигнуто не было.

Представители ПГК и Русагротранса выступили за необходимость сохранения продления сроков службы в неизменном виде, заявив, что техрегламент ТС прямо не запрещает продление срока службы грузовых вагонов. Процедуру продления сроков службы поддержал и вице-президент РЖД Шевкет Шайдуллин, отметив, что вагоны с увеличенным сроком службы отвечают требованиям безопасности.

Подводя итоги совещания, Цыденов заявил, что необходимо создать межгосударственный стандарт (Россия, Казахстан, Белоруссия) по разработке и утверждению методики, в соответствии с которой производится определение остаточного ресурса грузового вагона. Также необходима проработка вопроса об аккредитации организаций, осуществляющих разработку методик. После чего должен быть урегулирован вопрос о порядке сертификации подвижного состава при продлении сроков службы. По мнению Цыденова, все это займет не менее полугода, а пока будет оставлен прежний порядок – продление сроков службы вагонов осуществлять не более, чем на год.

Руководитель Русагротранса Константин Засов предложил сделать исключение для специализированного подвижного состава, перевозящего главным образом социальные грузы. В ответ на это руководитель ФАЖТ Владимир Чепец заявил, что этого не будет, поскольку не выполнен ряд поручений Аркадия Дворковича, в частности не утверждено новое положение о продлении сроков службы вагонов.

В НП ОЖдПС полагают, что сложности с продлением сроком службы грузовых вагонов вызваны исключительно противостоянием со стороны вагоностроителей. Их влияние на государственных регуляторов больше, чем влияние операторов, среди которых нет единства относительно сохранения процедуры продления сроков службы. Вагоностроители ссылаются на необходимость поддержки одной из немногих оставшихся в нормальном состоянии сферы машиностроительной отрасли – грузового вагоностроения, при этом намекая на социальные последствия. В НП ОЖдПС отмечают, что Уралвагонозавод и объединение вагоностроителей возглавляет человек близкий к высшему руководству страны – Олег Сиенко. Кроме того, значительные суммы были вложены влиятельнейшим российским бизнесменов Александром Несисом в Тихвинский вагоностроительный завод.

НП ОЖдПС считает, что процедура продления грузовых вагонов будет возрождена в России в середине 2014 г., когда станет ясно, что возможность продления сроков службы грузовых вагонов не угрожает ни интересам вагоностроителей, ни снижает безопасность движения. НП ОЖдПС предлагает всем заинтересованным членам партнерства принять участие в работе по совершенствованию техрегламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части внесения в него изменений, позволяющих продление сроков службы грузовых вагонов вне процедуры модернизации и без сертификации.

Позицию НП ОЖдПС не разделяет владелец Технотранса Виктор Чуйкин, полагающий, что ситуация с износом узкоспециализированного парка достигла критической отметки. По его словам, сегодня более 70% парка зерновозов достигли предельного срока эксплуатации и прибывают в состоянии, близком к металлолому. Технотранс, как организация непосредственно занимающаяся эксплуатацией зерновозов, поддерживает мнение подавляющего большинства грузоотправителей с/х грузов СНГ о необходимости срочного обновления подвижного состава. Как отмечает Чуйкин, в практике работы экспортеров зерна, элеваторов, фермерских и крестьянских хозяйств России стало нормой при отгрузке зерна на вагоны закладывать в бюджет расходы на подготовку вагонов к отправке, например, краску и грунтовку красного и черных цветов, сварочный аппарат, электроды и пр., и это без учета плачевного состояния вагонного литья и колесных пар на старых вагонах. Он отмечает, что указанный пример наглядно показывает текущее состояние парка вагонов-зерновозов России, СНГ и Балтии, а такого нет ни в одной стране мира.

Новости по теме


Свежие новости