Портфель заказов на контейнеровозы, которые смогут работать на метаноле, приближается к миллиону TEU

Контейнеры | Логистика | Море | Март 27, 2023, 23:39

По состоянию на начало этого месяца вместимость портфеля заказов на контейнеровозы, которые смогут работать на метаноле, составила 925,5 тыс. TEU – это 15% совокупной заказанной на сегодняшний день контейнерной вместимости, по данным мартовского выпуска ежемесячного мониторинга рынка Alphaliner.

В середине 2021 года Maersk заказал на корейской верфи Hyundai Mipo строительство первого в мире контейнеровоза, работающего на метаноле, вместимостью 2 тыс. TEU. Он должен присоединиться к флоту оператора уже в этом году. Следом было заказано еще восемь 16-тысячников с поставкой в 2024. С тех пор целый ряд других линий также сделал ставку на метанол в качестве топлива будущего. Всего за полгода – с сентября 2022 – портфель заказов на метаноловые контейнеровозы более чем утроился с 300 тыс. TEU.

Выбор метанола обусловлен не его экологическими достоинствами, а минимальными инвестиционными рисками операторов. При этом решается задача создания видимости активных усилий и инвестиций в декарбонизацию судоходства.

На фоне резко возросшего интереса к этой теме в 2021 после объявленных Maersk контрактов, один из известнейших в мире экономистов в области судоходства, неисполнительный президент Clarkson Research Services доктор Мартин Стопфорд написал о метаноле колонку для Splash. “Метанол хорошо горит в двигателях внутреннего сгорания, и новые суда могут переключаться между VLSFO и метанолом. Это отработанная технология (когда-то давно я делал модели самолетов с крошечными метаноловыми двигателями). Так что, если метанол не будет проходить по цене, суда смогут перейти на VLSFO, и потери будут не слишком большими”, – писал Стопфорд.

Что касается экологичности «топлива будущего», Стопфорд давал ему следующую характеристику: “Это углеводородное топливо, и при сжигании в судовом дизельном двигателе оно выделяет почти столько же CO2, сколько и низкосернистый мазут (VLSFO). И СПГ, и СНГ в этом отношении лучше. Метанол отличается тем, что является не ископаемым топливом, а продуктом промышленного производства. Если в процессе производства используется зеленая энергия, например, полученная при сжигании биотоплива, ветряная или солнечная, получаемый метанол называется “зеленым”. В противном случае мы имеем просто еще один углеводород, производящий большие выбросы CO2″.

При этом теплота сгорания метанола в два раза ниже, чем у традиционного высокосернистого бункера, следовательно для выполнения того же объема работ потребуется в два раза большее количество топлива. Maersk в 2021 прогнозировал, что тонна метанола будет обходиться ему в тысячу долларов. С учетом того, что тонна высокосернистого мазута в 2021 стоила в районе 500 долларов, переход на метанол может увеличить расходы на бункер в 4 раза.

Тем не менее, на серьезность решения операторов, сделавших ставку на метанол, указывает также и замедление процесса «скрубберизации» контейнерного флота. Скрубберы – это системы очистки выхлопов, позволившие операторам продолжать использовать более дешевое высокосернистое топливо после того, как с начала 2020 вступили в силу новые нормативы IMO по судовым выбросам. По данным Alphaliner, на сегодняшний день скрубберами оборудованы 17% всех работающих контейнеровозов, по вместимости доля оборудованного скрубберами флота превышает 32%. За три месяца с декабря 2022 по февраль 2023 рост оборудованной скрубберами вместимости замедлился до 1,2% за квартал по сравнению с +2,8% среднеквартального роста в течение 2022.

Новости по теме


Свежие новости