Дефицит инвестпрограммы РЖД угрожает развитию экономики России

Запланированный объем целого ряда железнодорожных строек в этом году будет выполнен уже в первом полугодии, а на продолжение работ у РЖД нет средств. Это ведет к массовым увольнениям в строительных компаниях-подрядчиках РЖД, а заморозка проектов развития инфраструктуры, в том числе уже начатых крупных строек, приведет к невозможности увеличения погрузки и станет сдерживающим фактором для всей экономики страны.
Снижение объемов инвестпрограммы РЖД с 1,6 трлн руб. в прошлом году до 880 млрд руб. в 2025 году начинает «сдерживать развитие экономики в целом», с таким заявлением выступил заместитель генерального директора РЖД по строительному комплексу Андрей Макаров на ПМЭФ в ходе сессии об инвестициях в инфраструктуру.
По его словам, на фоне общего сокращения инвестпрограммы в 2025 году, РЖД существенно снизили объемы железнодорожного строительства: до чуть больше 300 млрд руб., против 730 млрд руб. годом ранее. В результате, в частности, на развитие международного транспортного коридора Север – Юг в этом году направлено только 9 млрд руб., что более чем в 4 раза меньше, чем в 2024 году (40 млрд руб.). Снижение финансирования проектов на Северо-Западе также четырехкратное – с 17 млрд руб. до 4 млрд руб. По словам замглавы РЖД, все запланированные строительные работы по этим проектам будут закончены до июня – июля текущего года, при этом второе полугодие может стать для подрядчиков РЖД «критическим». «Это, конечно, большой риск для всего строительного комплекса железнодорожного, потому что компании, с которыми мы работаем, все-таки в большей части узкоспециализированные, направленные на железку», – предупредил Андрей Макаров.
Он отметил, что в последние 5-6 лет годы объемы строительства РЖД увеличивались активными темпами: по 30–35% в год. «Безусловно под это коллеги тоже развивались, привлекали численность <строителей>, привлекали в лизинг большой объем техники. И сейчас, когда в одночасье эта история схлопывается, – это в первую очередь риски как раз для наших партнеров, для наших подрядчиков», – подчеркнул Андрей Макаров. В пример замглавы РЖД привел проект развития Восточного полигона, отметив, что численность рабочих только на БАМе в прошлом году достигла рекордных 36 тыс. человек, а сегодня на строительстве заняты чуть больше 10 тыс. «Это живые люди, которые были сокращены, в том числе по программам увольнений у наших крупных партнеров, в том числе в проектстрое», – рассказал он.
В то же время, не создавая новой инфраструктуры и не завершая объекты, которые находятся в высокой степени готовности, РЖД начинает «подтормаживать и процессы перевозки грузов». По словам Андрея Макарова, структура грузопотока в последнее время меняется с угля на более высокодоходные грузы, но «даже их мы не можем вывезти». «От того, сколько мы перевезем, зависит процесс производства следующих партий, соответственно мы начинаем сдерживать развитие экономики в целом», – подытожил замглавы РЖД.
При этом в привлечении заемного финансирования РЖД ограничены директивами правительства. «Мы просто физически не можем даже по высокой ставке занять больше», – подчеркнул Андрей Макаров. Он также отметил, что единственный оставшийся источник финансирования – доходы РЖД от грузовых перевозок – в настоящее время тоже сокращается из-за снижения погрузки, а «падение выручки ведет в первую очередь к сокращению объемов инвестпрограммы».
Новости по теме
-
ВЭБ профинансирует проекты развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Средства пойдут на строительство ТЛЦ «Артем» и рыбного порта во Владивостоке
-
«Транс Синергия» довела годовую мощность «ТЛЦ Люберцы» до более чем 150 тыс. TEU
Вместимость контейнерных площадок терминала превысила 10 тыс. TEU
-
ЛОГОПЕР и «Кедентранссервис» запустили контейнерный сервис из Екатеринбурга в Китай через Казахстан
Из России до Казахстана контейнеры следуют в полувагонах, а после перегружаются на фитинговые платформы
Свежие новости
-
Спотовый контейнерный индекс Drewry снизился за месяц на 25%
Стоимость доставки 40-футового контейнера на индикативном маршруте Шанхай – Лос-Анджелес подешевела за последний месяц вдвое
-
Идея возрождения национального судоходства набирает популярность
Для всех этих инициатив заявляется одна цель — снизить зависимость национальной экономики от иностранных перевозчиков
-
Alphaliner нарисовал карту проекта «Западного расширения порта Гамбург»
В первом квартале через терминал Eurogate прошло 27% совокупного оборота порта Гамбург
-
ВЭБ профинансирует проекты развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Средства пойдут на строительство ТЛЦ «Артем» и рыбного порта во Владивостоке
-
РЖД планируют запустить мультимодальный сервис из Белорусии в Калининградскую область
Доставка грузов будет организована с использованием автомобильного, железнодорожного транспорта и паромного сообщения