Китайская торговля на Тихом океане, Трамп и торговые войны – что ждать?
Автотранспорт | Исследования | Контейнеры | Логистика | Море | Негабариты | Новости | Политика | Рейтинги | Статистика | Февраль 06, 2017, 14:06
На самом деле, победы на фронте борьбы с Китаем у Трампа, конечно, не может быть. Если ограничить хотя бы 10% потока китайских товаров, то это на пару лет дестабилизирует мировые рынки, а Японию схлопнет в воронке дефляции. Потому что товары все равно будут производиться, а самые налаженные каналы сбыта – это Германия, Япония, Корея.
Контейнерные рынки это просто размажет по стенке, Панаму обанкротит, а Суэц порвет в клочья.
Торговля контейнеризированная между Европами и Северной Америкой (96% – это США) – по-прежнему мелочь в сравнении с азиатскими трендами. Поток товаров из Азии в Европу почти в 6 раз выше потока из США в Европу, поток товаров из Азии в США – почти в 4 раза выше потока из Европы в США. Торговля СА-Европа меньше, чем торговля Европа-Азия в 3,25 раза и СА-Азия – в 3,45 раза.
Если отбросить услуги, патенты, финансовые операции и взять чистую-голую торговлю, включая самолеты, суда, реакторы и даже военную амуницию (да-да – немного, но есть), США (324 млн. чел.) продали в Китай на $133,76 млрд. (самолеты, оптика, авто, техника). Спад продаж в деньгах – 10% ($15 млрд.). [Германия с населением 85 млн. человек – продала на $86 млрд.].
Рис. 1. Экспорт/импорт крупнейших стран-партнеров по торговле в Тихом океане (2016 г.)
Китай продал в США товаров на $385,4 млрд. (спад 6% или 23,67 млрд). Физический рост в тоннах и штуках у Китая — +2%. Все товары измеримы: в отличие от самолетов, дорогих станков и оптики, которые продают США в Китай, у китайских товаров для США есть метры, штуки, килограммы.
Снижены цены по поставкам на Североамериканский континент (США, Канада, Мексика) по контрактам на сумму 394,5 млрд., выросли цены по контрактам на сумму 50 млрд.
Рис. 2. Дисбаланс Китая с крупнейшими странами-партнерами по торговле в Тихом океане (2016 г.)
Поставки керамики на сумму 2,445 млрд. подешевели на 30%. Поставки камня и гранита на сумму 1,5 млрд. подешевели на 27%, поставки бумаги на сумму 2,57 млрд. – подешевели на 23%, поставки подушек, пуховых матрасов и париков (не смейтесь) на сумму 2 млрд. подешевели на 22,6%. Это все США. Поставки в Мексику оптики и медицинских приборов из Китая на сумму 3,636 млрд. подешевели на 22,25%. Поставки метизов в США из Китая на сумму 9 млрд. подешевели на 18,1%. Китайская мебель в Канаде на сумму 2,5 млрд. подешевела на 17,62%. Демпингует на американском рынке Китай и в секторе изделий из недрагоценных не черных металлов (замки, сейфы, пробки, фурнитура) – они стали в среднем дешевле за единицу на 15,6% (сумма – 3,2 млрд.).
Подешевели и атрибуты для “незащитников” животных – кожаные изделия, куртки, перчатки, сумки и прочее на 14,2%. Сумма закупок в Китае составила 6,42 млрд. Мексиканцы купили на 8,174 млрд. долларов подешевевших на 14,1% телевизоров, музыкальных центров и прочего. Американские промышленники закупили базового пластика (поливинилхлоридов и прочего) на 13,14 млрд. в Китае. Что логично, это стало дешевле на 13,85%.
Рис. 3. Импорт в Китай из крупнейших стран-партнеров по торговле в Тихом океане (2015-16 гг.)
Телевизоры и магнитофоны подешевели и для американцев, но только на 9,53% (есть смысл смотаться в Мексику до появления стены), но тут, видимо, спрос такой, что дешевле не было смысла. Оптовики потратили на закупку в Китае 85 категории ТН ВЭД 93,1 млрд. долларов. А вот кондиционеры, стиральные машины и прочая белая техника подешевела для Мексики на 7,27%. Потрачено $6,7 млрд. в оптовом сегменте. Для американцев, купивших на 79,3 млрд. в этом же сегменте, белая техника подешевела на 5%.
Еще серьезнее упали цены при поставках стратегическим партнерам по разделению труда: Японии, Южной Корее, Тайваню, Сингапуру, Таиланду, Вьетнаму (Гонконг не считаем – там слишком много мнимых и сдвоенных сделок). При поставках из Китая в указанные страны в контрактах на сумму $324 млрд. стоимость снизилась, а выросла в контрактах на сумму $82 млрд.
Рис. 4. Экспорт из Китая в крупнейшие страны-партнеры по торговле в Тихом океане (2015-16 гг.)
На 38% снизилась стоимость поставки колесной техники и комплектующих во Вьетнам. Объем не изменился, а сумма контракта стала $1,66 млрд. Стоимость телевизоров, магнитофонов и прочей техники и ее комплектующих при поставках на Тайвань упала на 31%. Сумма контракта – $15,4 млрд. В этой же категории подешевели поставки из Китая и во Вьетнам – на 25,8%. Сумма контрактов $12,05 млрд. Мебель для Сингапура (на сумму $2,45 млрд.) и все та же домашняя электроника для того же острова (на сумму $11,2 млрд.) подешевели на 24% и 23,9%, соответственно. (Подробнее об этом – в специальных исследованиях о Китае и окружающей логистике, а также в отраслевых исследованиях по Китаю.
В целом, конечно, Китай, борясь за свои рынки, активно экспортирует дефляцию. Причем на значительное число базовых товаров. И в этом им, как ни странно, больше всего помогают антидемпинговые расследования США и ЕС. Самый свежий пример (одновременно и с самой насыщенной историей) – стальные войны.
Министерство коммерции КНР выразило разочарование в связи с “несправедливым” решением правительства США повысить пошлины на импортируемую из Китая сталь и рекомендовало изменить его. Об этом говорится в обнародованном сегодня сообщении китайского ведомства. “Китай разочарован решениями о повышении заградительных пошлин на китайскую сталелитейную продукцию и ставит под сомнение объективность методов проведения разбирательств”, – заявил официальный представитель ведомства Ван Хэцзюнь. “США следует исправить несправедливое решение”, – добавил он и обвинил американскую сторону в нарушении правил ВТО.
Рис. 5. Доля крупнейших партнеров Китая в общей торговле 9 стран в 2016 г.
Китайская сторона выступила с резкой реакцией в адрес США после того, как Вашингтон объявил, что антидемпинговые пошлины будут повышены с 63,86% до 76,64%. По итогам 2016 года, согласно данным китайской таможни, поставки стали и чугуна (код ТН ВЭД 72) в США снизились в объеме на 64% до 535,6 тыс. тонн. Средняя стоимость поставок при этом выросла более, чем на 20%. Характерно, что одновременно с этим Китай нарастил поставки в категории “метизы, изделия из стали и чугуна” (код ТН ВЭД 73) на 5% до 4,17 млн. тонн. При этом средняя стоимость поставок в этой категории снизилась на 18%.
Рис. 6. Доля крупнейших партнеров Китая в импорте 9 стран в Китай в 2016 г.
Резкая критика, дебаты, мощный PR с обеих сторон, тем не менее, закрывают важнейшую часть новости. В денежном выражении поставки стали и чугуна растут. И во втором “переделе” сталь хоть и дешевеет, но в 73 коде в любом случае дороже.
Рис. 7. Доля крупнейших партнеров Китая в экспорте из Китая в 9 стран в 2016 г.
От того, что Китай меньше выручил, но больше продал – результат понятный: никто больше на рынок не попал.
Рис. 8. Китайский экспорт в Северную Америку по кодам ТН ВЭД в 2016 г.
Вот из рис. 1. (см.выше) – собственно, очевидно, что будет, если США победят Китай в торговых войнах, но не перенесут производство. Товарные потоки (более дорогих товаров), минуя Шанхай и Гуаньджоу (досборку, маркировку, упаковку, финишинг и прочее), пойдут с роботизированных заводов прямиком в США, а Китай перестроит свое участие во внутриазиатском разделении труда.
Рис. 9. Китайский импорт из Северной Америки в 2016 г.
Ну и собственно, можно долго разбираться в различных видах поставок туда-обратно. Просто приведем примеры. К примеру, экспорт из Китая в Северную Америку (а это 3 страны по 98 кодов ТН ВЭД на каждую – 296 позиций) – на 2\3 состоит из базовых 10 кодов поставки и только в США.
Рис. 10. Экспорт из Китая в азиатские страны по кодам ТН ВЭД 2016 г.
Поставки из Северной Америки в Китай – 162 млрд. Из них на первые десять номенклатур приходится 62%. В начало списка вклинилась и Мексика. При этом импорт в Китай в среднем, конечно, более технологичен. Тут и автомобили, и Боинги, но есть и соя, и вторсырье, которого, кстати, США увозят в Китай 1 миллион TEU.
Рис. 11. Импорт в Китай из азиатских стран по кодам ТН ВЭД 2016 г.
Китай экспортирует в страны Азии (выбранные) на 406 млрд. Этот экспорт более диверсифицирован. Первая 10-ка это только 38% от оборота. Так что возьмем первую 20ку – это 52,6% от экспорта в этом направлении.
Китайский импорт из этих стран менее диверсифицирован. Одна электроника из Тайваня в Китай ввозится на сумму большую, чем весь товарооборот России с Китаем – $89 млрд. Первые 20 позиций китайского импорта из 6 стран крупнейших партнеров – занимают 74%.
На эту тему можно писать бесконечно. Чем мы, собственно, и заняты. Заходите в раздел исследования. Выбирайте, что вам нравится.
В продолжение темы читайте также небольшой отчет по китайскому транспорту и обратите внимание на некоторые детали.
Новости по теме
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Погрузка на транспорте в Китае в январе-феврале 2024 года выросла на 7,4%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам первых двух месяцев 2024 года составил 7,7 млрд тонн, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года
-
«Трансконтейнер» в 2023 году увеличил автоперевозки на 6% до 291 тыс. TEU
Автопарк компании составляет более 100 тягачей и более 200 полуприцепов-контейнеровозов
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару