Показательное сотрудничество Одесского порта и зарубежного инвестора закончилось аварией
Как сообщает “Экономическая правда”, на одном из главных объектов проекта Карантинный мол в Одесском порту произошла крупная авария, расследованием которой займется спецкомиссия.
Строительство нового контейнерного терминала в Одесском порту началось четыре года назад. Строительство вели Одесский морской порт и дочка HPC Hamburg Port Consulting GmbH – ДП “ГПК-Украина”. Тогда ГПК-Украина уже управляла контейнерным терминалом в Одессе на 700 тыс. TEU. Благодаря проекту объемы перевалки могли вырасти на 600 тыс. TEU.
Построить новый терминал предполагалось на намывных территориях площадью 19,3 га. Для этого требовалось провести серьезные гидротехнические и дноуглубительные работы, построить два причала общей протяженностью 650 м, организовать 112,4 тыс. кв. м складов, а также построить волнолом протяженностью 900 м. Стоимость проекта в 2010 г. оценивалась в $500 млн. Уже потрачено более половины запланированной суммы.
ГП “Одесский МТП” должно было вложить 1,9 млрд. грн. без НДС в строительство причалов, дноуглубление акватории и строительство волнолома. Такая же сумма предполагалась со стороны “ГПК-Украина” для обустройства территории, строительства берегоукреплений, установки контейнерных перегружателей и т.п.
На протяжение нескольких лет стройку активно презентовали и всячески выставляли как пример успешного сотрудничества госструктур и зарубежных инвесторов. Но в июне этого года произошла авария, ставшая причиной отсрочки запуска терминала на неопределенный срок. Один из главных объектов – волнолом – оказался частично затоплен. Средняя часть волнолома почти ушла под воду, хотя должна быть выше нее как минимум на 5 м. Это поставило под серьезное сомнение качество реализации совместных проектов в отрасли.
В “ГПК-Украина” ответственность переложили на администрацию порта. Там, в свою очередь, заявили, что деформация волнолома была замечена еще в апреле этого года, но об этом не сообщалось общественности. Тогда уже было возведено 330 м волнолома, из них 180 м – затоплено. Сейчас все строительные работы на объекте приостановлены.
Для проведения расследования была создана спецкомиссия, куда вошли представители заказчика, генпроектировщика, генподрядчика, субподрядчиков, организаций, осуществлявших авторский и технический надзор над строительством, профильных институтов.
Основными подрядчиками Одесского порта были ООО “Мебиус констракшн юкрейн” и украинская компания “Мастбуд”. Проект строительства был разработан в ГП “ЧерноморНИИпроект”.
Железобетонные конструкции для тела волнолома изготавливала входящая в Одесский порт судоверфь Украина. Сейчас эти конструкции просели. Мастбуд отвечал за доставку и установку массивов, а также за заполнение их песком.
В ГП “ЧерноморНИИпроект” заявили, что не причастны к деформации – проект дважды прошел комплексную госэкспертизу.
Устранение деформации будет длительным и дорогостоящим процессом. Среди возможных вариантов – извлечь песок из массивов, сдвинуть их, досыпать котлован, после чего вернуть массивы на место. Но в Украине нет техники, способной поднять массивы. Другим вариантом может стать разрушение массивов под водой, но установка новых конструкций будет слишком затратной. Также среди возможных решений – создать надстройки над волноломом, но в таком случае котлован может просесть еще глубже.
В АМПУ сообщили, что объекты не были застрахованы на предмет ошибок при проектировании и ведении строительных работ. На этом должно было настоять Мининфраструктуры, но оно этого не сделало.
Как сообщили в АМПУ, волнолом может быть достроен подрядчиком без увеличения первоначальной стоимости проекта, так как, согласно закону, подрядчик гарантирует качество объекта. Но подрядчики могут это оспорить.
Бывший руководитель Одесского порта и председатель АМПУ, нынешний первый зампредседателя Юрий Васьков был причастен к проекту с самого начала. Он, также как и бывший начальник порта Николай Павлюк, не могли не знать об этой ситуации.
Теперь запуск терминала перенесен на неопределенный срок.
Новости по теме
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
ICTSI объявил о старте коммерческих операций универсального терминала EJMT в Индонезии
Терминал расположен вблизи ключевых промышленных центров Индонезии, что позволит сократить логистические расходы и повысить эффективность внешней торговли
-
Почти половину прироста контейнерного тоннажа «съест» выбытие старого флота – Alphaliner
Lанные Alphaliner показывают, что почти половина заказанных операторами из ТОП-10 судов, по сути будет компенсацией выбывающего старого флота
Свежие новости
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
-
ICTSI объявил о старте коммерческих операций универсального терминала EJMT в Индонезии
Терминал расположен вблизи ключевых промышленных центров Индонезии, что позволит сократить логистические расходы и повысить эффективность внешней торговли
-
Почти половину прироста контейнерного тоннажа «съест» выбытие старого флота – Alphaliner
Lанные Alphaliner показывают, что почти половина заказанных операторами из ТОП-10 судов, по сути будет компенсацией выбывающего старого флота
-
Глава MSC объяснил, зачем перевозчику инвестировать в терминалы
Масштабные инвестиции группы в порты и терминалы дают возможность более гибко реагировать на кризисы