Очерк “Дефицит инфраструктуры: ожидание коллапса” Ф. Хусаинова
Железная дорога | Логистика | Новости | Август 11, 2013, 22:34

Доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения, к.э.н. Фарид Хусаинов представил очерк «Дефицит инфраструктуры: ожидание коллапса», входящий в цикл «Советские железные дороги: очерки экономической истории».
Так, согласно работе Хусаинова, дефицит инфраструктуры, с которым сталкивается железнодорожный транспорт сегодня, начался еще в конце 70-х годов. Как писал В.И.Селюнин в 1981 г., в довоенные пятилетки на развитие железных дорог уходило от 10,2 до 10,7% всех капитальных вложений. В 1946-1950 гг. этот показатель сократился до 7,7%, а к девятой пятилетке (1971—1975) – до 2,6%. За 34 послевоенных года железные дороги получили 57,3 млрд. руб. – примерно столько же, сколько сельское хозяйство за 1980-1981 гг. Селюнин отмечал, что при этом за 1866–1875 гг. в среднем за год железнодорожная сеть прирастала на 1520 км, а за 1976-1980 – на 700 км. Аналогичные данные представлены и в Экономическом справочнике железнодорожника, приведенные ниже в таблице.
По словам бывшего начальника Приволжской железной дороги, министра путей сообщения СССР И.Г. Павловского, в начале 1970-х гг., когда инвестиции в железные дороги сократились до 2%, нарастали объёмы перевозок, а пропускные способности дорог были чрезвычайно загружены. Он отметил, что из-за ликвидации Совнархозов стали возрастать излишне дальние, нерациональные перевозки. Также повлияла «холодная война», в условиях которой увеличивались воинские перевозки, обеспечивающиеся вне очереди. Возможности чисто технологических решений без радикального увеличения пропускных способностей инфраструктуры были быстро исчерпаны.
Как указывал Павловский, на развитие и оснащение железных дорог выделялось втрое меньше средств, чем требовалось. Объем поставок грузовых вагонов упал в девятой пятилетке с 75 тыс. до 55–60 тыс. К концу 80-х доля устаревших грузовых вагонов составляла около 30%, электропоездов – 40%, тепловозов – 50%, электровозов – 25%. С 1975 по 1990 год полностью игнорировались научные обоснования необходимости наращивания пропускной способности железных дорог и развития транспортного машиностроения.
К 1981 г. 80 тыс. км. сети эксплуатировалось с превышением допустимого уровня загрузки. В то время Селюнин писал, что с 1970 до 1979 года насыщенность станционных путей увеличилась на 35%. Касаясь вопроса неразвивающейся станционной инфраструктуры, И.В. Белов и В.А. Персианов в 1987 г. писали, что за последние 10 лет объём работы сортировочных станций вырос на 30%, а развёрнутая длина их путевого развития увеличилась только на 13%. В 1989 г. академик С.С. Шаталин и Е.Т. Гайдар писали, что в результате долгосрочного проведения недальновидной политики, нагрузка на километр железной дороги в стране в 1985 г. была в 4,5 раза больше, чем в США и в 32 раза больше, чем в Японии.
Хусаинов, подводя итог, указывает, что проблемы исчерпания пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры появились не сегодня, а копились давно, и трансформационный спад 1990-х годов просто отложил их. При этом, учитывая рост погрузки, увеличение грузооборота и вагонного парка, неразвивающаяся инфраструктура железных дорог становится главным тормозом экономического развития.
Новости по теме
-
Перевозки контейнеров по сети РЖД в январе-феврале 2025 года выросли более чем на 3%
Груженых контейнеров перевезено 923 тыс. TEU, +3,1%
-
В феврале «Дальтрансуголь» нарастил перевалку угля на 15,5% до 1,367 млн тонн
Рост показателей в компании связывают с увеличением железнодорожных отгрузок угля на экспорт по Восточному полигону
-
Чистая прибыль Globaltrans в 2024 году выросла на 2% до 39,4 млрд руб.
Рост скорректированной EBITDA составил 3% — до 53,9 млрд руб.
Свежие новости
-
Приморский край отказался от концессии на платную дорогу Владивосток – Находка – порт Восточный
Сроки ввода в эксплуатацию всей трассы пока неизвестны
-
Контейнерооборот портов Балтийского бассейна в феврале вырос на 7%
Большой порт Санкт-Петербург нарастил перевалку в феврале текущего года на 8% год к году до 138,9 тыс. TEU
-
Контейнерооборот портов России в феврале 2025 года сократился на 6%
Перевалка контейнеров на Балтике превысила 160 тыс. TEU по итогам февраля
-
FESCO соединила свои регулярные сервисы с Лаосом
Транспортная группа FESCO организовала автодоставку контейнеров из крупнейших городов Лаоса
-
Грузооборот портов России в феврале 2025 года сократился на 10%
Всего по итогам первых двух месяцев года портами России перевалено 135,5 млн тонн, что на 5,7% или на 8 млн тонн меньше, чем годом ранее