На танк-контейнерном рынке сигналы избытка предложения

Согласно отчету ITCO – международной организации, созданной для продвижения технологии перевозки наливных грузов в танк-контейнерах – к началу 2024 года численность глобального парка танк-контейнеров превысила 848 тыс. единиц. За год прирост составил около 5,5%, к уровню докоронакризисного 2019 года парк вырос более чем на 30%.

Собственный и арендованный парк операторов увеличился за 2024 год на 3,4% до почти 600 тыс. танк-контейнеров. К уровню начала 2020 года этот показатель вырос более чем на 40%.

Всего на рынке работает около 240 операторов, из которых на топ-10 приходится примерно половина совокупного парка операторов. Тройка лидеров остается без изменений, по меньшей мере, последние 5 лет: на первом месте Stolt Tank Containers (почти 51 тыс. контейнеров), на втором Hoyer Group (42 тыс.), на третьем Newport (38,5 тыс.).

Всего в список крупнейших операторов с парком более тысячи танк-контейнеров вошла 61 компания, которые оперируют парком из 515 тыс. единиц. Т.о. на долю мелких операторов с парком менее тысячи единиц приходится 14% парка. В разрезе стран, наибольшую долю имеют операторы, зарегистрированные в странах-импортерах. Так, наибольшую долю в списке крупнейших операторов имеют компании, зарегистрированные в Великобритании – почти 110 тыс. контейнеров, свыше 21% совокупного парка крупнейших операторов. На втором месте с долей 15% Нидерланды, на третьем с 13% Германия, на четвертом с 10% Китай.

У стран-экспортеров парки, наоборот, небольшие. Компании из США оперируют лишь 6% совокупного парка. Из России в список вошли только три оператора: “Инфотек-Балтика М”, “Спецтрансгарант” и “Балтика-Транс”. На их долю приходится 2,5% совокупного парка крупнейших операторов танк-контейнеров.

Совокупный парк лизинговых компаний насчитывает 372 тыс. танк-контейнеров, из них 10 крупнейших лизинговых операторов контролируют около 85%, тройка лидеров Eurotainer, EXSIF Worldwide и Seaco Global – 53%.

Производство танк-контейнеров в 2023 году составило 56,6 тыс. единиц – это почти на 10 тыс. танков меньше, чем в 2022. В отчете отмечается сокращение спроса в прошлом году, что обусловлено нормализацией условий на мировом логистическом рынке после коронакризиса. В период пандемии из-за масштабных сбоев в цепочках поставок химические компании были вынуждены создавать значительные запасы, и танк-контейнеры использовались для их хранения. На пике кризиса до 15% рабочего парка были заняты под хранилища. Отказ от избыточных запасов в нормальных логистических условиях привел к возврату части парков операторам и лизинговым компаниям. В результате невостребованный парк лизинговых компаний увеличился почти вдвое к уровню 2022 года свыше 63 тыс. танк-контейнеров. Также до рекордных 10 тыс. единиц подскочило число утилизированных танков – на 30% выше предыдущего пика в 2019 году.  

Все подробности танк-контейнерного рынка России читайте в исследовании InfraNews

Новости по теме


Свежие новости