Очередь в СИЗО ФСБ: разночтения таможенных баз РФ и КНР
Автотранспорт | Железная дорога | Интернет торговля | Исследования | Контейнеры | Логистика | Море | Новости | Статистика | Сентябрь 24, 2017, 9:42
Берем только что вывешенные данные по торговле РФ со странами, распределенные по таможенным кодам (файлы “TCBT_P_1-2017_21” и “TCBT_P_2-2017_21” по 1 и 2 кварталу 2017г с сайта ФТС). Берем статистику китайской таможни. Тоже официальную.
Экспорт.
Экспортная цена. Будь-то FOB, или даже может у кого DDP, EXW – всегда ниже противоположной цены страны импортера. Это логично. Там как минимум CIF – и значит стоимость доставки включена в импортную цену. Значит в нашем обороте экспорт из России в Китай должен быть всегда дешевле, чем импорт тех же номенклатур в Китай из России.
Так и есть. Стоимость российского экспорта в Китай в 1 пг 2016г меньше, чем импорт в Китай из России на $2,689 млрд., в 1 пг 2017г на $2,154 млрд. При этом если доля указанной разницы в объеме экспорта в 1 пг 16 была 17%, то в 1 пг 2017г она упала до приличных 11%. Вроде как живи и радуйся. Но проблема в том, что мы как-то в прошлые годы проверяли – по рыбе, лесу, нефти – и успокоились. Расхождения были приличными (в смысле культурными) и вполне попадали в транспортные расходы, небольшие откаты и культурные оффшорные отчисления (для кредитования себя же любимых).
И даже если мы сейчас посмотрим на 27 категорию в российском экспорте – то мы тоже успокоимся. Ибо в прошлом первом полугодии разница между стоимостью экспорта из России и импорта тех же номенклатур в Китай была всего 2%, в текущем 1 пг 17г – она выросла до приемлемых 8,4%. И это можно объяснить – уголь сильно вырос, но не на долго, и угольщики слегка страхуются, нефть выросла и позволяет чуть больше поиграть с ценой и фрахтом.
Если в нефти и угле (суммарно) – разница в 1 млрд. за полгода выглядит вполне законно. И объяснимо. То $650 млн. разницы в поставках круглого леса – уже косяк. Причем серьезный. Это 29% от контрактной цены в Китае. От российской контрактной, предъявленной в ФТС цены, это более 40%. То есть даже если учесть типа транспорт – по проселку лесовоз через границу – то в любом раскладе уводится из под контроля на 0,5 млрд за полгода или $1 млрд. Че. зачет!
Никель и медь мы совсем не поставляем в Китай. Хотя Китай считает, что пока не до конца нас вытеснил с рынка. За полугодие РФ (как считает таможня КНР) поставили в Китай – на $489 млн. никеля и на $120 млн. меди. ФТС про это не знает ничего. Здесь, видимо, вопрос учета – все через Роттердам, но разница в том, что Китай знает, кто здесь посредник, а РФ нет.
Аналогично и с драгоценными металлами из РФ в Китай. Только здесь не понятно, кто химичит. Китай видит импорт из РФ, РФ видит экспорт в КНР. Но в 1 пг 16 разница в стоимости всех поставок была – 76,5% ($95,7 млн.), в 1 пг17 – 68,5% ($212,8 млн). Не очень понятно, зачем здесь использовать посредников и что в принципе происходит?
Руду разную обойдем – груз недорогой, и стоимость логистики здесь сильно бывает большой в доле цены.
Но вот рыба. Как-то было дело объемы контрактных поставок российской рыбы прям с траулеров по учету на российской и китайской сторонах различались на несколько процентов (кстати, как и лес) – но жадность человеческая границ не имеет.
И вот уже по итогам, что 1 полугодия 16, что по итогам 1 пг 17г рыбные концерны увели из российской юрисдикции – $195 и $196,5 млн. соответственно. Что составило 31,5% и 27% от стоимости на китайской стороне. То есть по году будет $400 млн. И в прошлом было аналогично. Молодцы.
Что характерно. На продукции низкого передела стоимость экспорта занижается. Сырьевики всегда грубо и неинтеллигентно уводят бабки из юрисдикции родной. А вот в экспорте продукции высокотехнологичной – ситуация обратная. Экспортная цена завышается. Видимо, здесь идет история про возврат НДС внутри страны, а также приплюсовывание к контрактам разного рода услуг, которые китайцы у себя проводят по другим категориям (патенты, софт и прочее из 98 категории – которую наши не учитывают)
В результате РФ отправило в Китай техники по 84 категории (промоборудов, турбины, белая техника) в 1пг 16 на $197 млн., чем увидели в КНР, а в 1 пг 17 – на $365 млн. – что составило 43% и 55% от суммы в российских таможенных декларациях.
По 85 категории аналогично – разница в 1 пг 16 была $21,7 млн., а в 1 пг 17г $110 млн. Что составило 28% и 70% от контрактной цены на российской стороне. Тут можно много додумывать – но не очень понятно, как отчитываются за возврат валютной выручки.
Есть серьезные разночтения в экспорте 87 категории (авто и комплектующие) – более 90% и в этом и в прошлом году. Да РФ считает, что отправили в Китай в 10 раз больше, чем Китай считает, что получил – тут скорее всего 4-5 “плечей” по которым проходят комплектующие какого-нибудь Фольксвагена, или Форда, по пути из РФ в Китай.
Импорт.
Здесь сразу видны неимоверные усилия, которые прилагают в ФТС, чтобы загнать импортеров в кассу.
Самые емкие категории 85, 84, 94, 95. Таможня суммарно принудила поднять стоимость через КТС на $3 млрд. за полугодие.
85 (компьютеры и электроника) разница в повышение между стоимостью отправленной техники из Китая и растаможиваемой в РФ составила $1,487 млрд. в 1 пг 16, и $1,597 млрд. Доля от российской стоимости в декларациях соответственно 40,7% и 35% (от китайской больше половины).
84 (белая техника, промоборудование) – в прошлом году – $652 млн., за 1 пг 17г – $1,104 млрд. Но в доле это меньше – 17,4% и 20% в прошлом и текущем году.
Дальше доли в норме – расхождение на стоимость логистики, накладные расходы – вполне удобоваримы.
Но есть категории, где у импортеров удается занизить контрактную цену в 5-10 раз.
Есть такие, где и в 20 раз. Меха. Разница между стоимостью отправленных шуб и полученных – в 1 пг 16г составила $765 млн., в 1 пг 17г – 981 млн. Это 99% и 96,6% от контрактной цены в отправке.
Одежда трикотажная и не трикотажная оформляется в полцены.
62 категория – убрали из контрактов в прошлом году $277 млн., в 1 пг 2017г – $480 млн. Это составило 37% и 45,5% соответственно от китайской стоимости отправки.
63 категория – $467 млн. в 16г и $301 млн. в 1пг 17г – 55% и 40,4% соответственно.
Не радует мухлеж в 16 категории (мясные и рыбные консервы, колбасы) – здесь речь не о занижении цены. Здесь скорее идет смена страны отправления. И вот это совсем нехорошо. Китай в 1пг 16г отправил на $78 млн. больше, чем РФ получила. В текущем году – на $82 млн. больше – в доле от стоимости поставок по китайским контрактам – 74,5% и 73,3%.
20 категория (консервы овощные и фруктовые) – аналогичные цифры выглядят так $51,8 млн. и $39,3 млн. по полугодиям 16 и 17., что в долях от китайских контрактов составляет – 33,5% и 29%. Приучили ироды к китайским солениям.
Собственно текст, конечно, не о тотальном воровстве. Но о системе, которая в виде ФТС по-прежнему требует тотального реформирования. Мы еще не углубляемся в Казахстан и Киргизию – шлюзам ЕАЭС. Там все вероятно сложнее, но грубее.
Но мы понимаем – что меха, рыба, лес, текстиль, консервы и многое другое не может воровать само у себя и из бюджета – это система, которая при любой секундной утрате внимания – дает сбой на миллиарды. Если все поправить – не придется заниматься КТСом.
Новости по теме
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Погрузка на транспорте в Китае в январе-феврале 2024 года выросла на 7,4%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам первых двух месяцев 2024 года составил 7,7 млрд тонн, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года
-
«Трансконтейнер» в 2023 году увеличил автоперевозки на 6% до 291 тыс. TEU
Автопарк компании составляет более 100 тягачей и более 200 полуприцепов-контейнеровозов
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару