Из-за «кризиса» снижения цен на уголь глава Кузбасса призвал к госрегулированию в портах и снижению тарифов РЖД

Губернатор Кемеровской области Илья Середюк предложил ввести госрегулирование цен на перевалку угля в морских портах, снизить тарифы РЖД на его экспортные отправки и отменить таможенные пошлины на вывоз угля «до момента выхода из кризиса». Угольные компании в целом поддерживают государственный контроль над вышедшей за «разумные пределы» транспортной составляющей в цене угля, но отраслевые эксперты предупреждают, что госрегулирование в портах – «вредная идея»

Выступая с докладом на «Энергетической неделе» в Москве, губернатор Кемеровской области Илья Середюк выдвинул предложения по снижению расходов угольных компаний, которые позволят преодолеть «кризис» в угольной отрасли, возникший из-за снижения мировых цен на каменный уголь. По его словам, стоимость энергетических углей на рынках Северной Европы и Китая сегодня в среднем составляет 115 долларов за тонну, коксующихся углей на рынках Австралии и Китая – в 190 долларов за тонну, тогда как в начале текущего года цена на энергетический уголь в указанных регионах составлял 184 доллара за тонну, а на коксующийся – 316 долларов за тонну.

В результате, прибыльность угольных предприятий Кузбасса за январь-май 2024 года снизилась в 3,5 раза с 156 млрд руб. до 45 млрд руб. «Вызывает очень серьезные опасения тот факт, что сегодня практически все предприятия угольной промышленности работают либо с убытками, а в лучшем случае с нулевой прибылью», – отметил Илья Середюк. Только за первые 6 месяцев 2024 года доля убыточных угольных компаний Кузбасса достигла 56,6%, против 38,1% годом ранее, заявил губернатор со ссылкой на оперативные данные «Кемеровстата», сумма общего убытка достигла 64,6 млрд руб. за первое полугодие, что сопоставимо с аналогичным показателем за весь 2023 год.

Среди главных факторов, оказывающих негативное влияние на угольную отрасль, глава региона отметил высокий уровень транспортных расходов, а именно тариф РЖД, ставки на аренду вагона, а также стоимость на перевалку продукции в портах и фрахт, и «без помощи федерального правительства многие из обозначенных вопросов нам не решить», заключил губернатор. Вывести угольную отрасль из «кризиса» Илья Середюк предложил за счет государственных мер по снижению транспортной составляющей в цене угля, а также потребовал «решить вопрос по взаиморасчетам с иностранными банками за отгруженный уголь».

В числе предложений губернатора в отношении транспортировки угля – введение государственного регулирования цен на перевалку в морских портах, предоставление скидки к тарифам РЖД «в пределах предоставленных полномочий» (до 25% в рамках «тарифного коридора», – прим. InfraNews) в направлении морских портов Северо-Запада и Юга России, возврат понижающих коэффициентов на экспорт угля по железной дороге, отмененных в июне 2022 года, а также обнуление экспортных таможенных пошлин на уголь «до момента выхода из кризиса». Кроме того, он предложил увеличить гарантированные РЖД объемы вывоза угля из Кузбасса по Восточному полигону в 2025 году до 68 млн тонн, против 54,1 млн тонн, согласованных на 2024 год, а также последующим увеличением «пропорционально возрастаемой пропускной способности Восточного полигона».

Собеседник InfraNews в одной из угольных компаний заявил, что отрасли требуется не столько госрегулирование, сколько «государственный контроль цен» на перевалку угля в портах. По его словам, сегодня логистическая составляющая уже достигает от 70% до 80% от стоимости угля, что «превышает все разумные пределы». «Высокая доля логистических расходов не позволяет российским компаниям инвестировать в развитие предприятий и значительно снижает конкурентоспособность российского угля на мировом рынке», — пояснил он.

Однако эксперты транспортного рынка полагают, что госрегулирование в портах может создать проблемы самим угольщикам. «Это очень вредная идея, – прокомментировал InfraNews инициативу председатель совета директоров Ассоциации морских портов России Денис Илатовский. «Рыночное регулирование портовой отрасли позволяет опережающими темпами развивать мощности перевалки. Если установить государственный тариф на перевалку, то все будут обсуждать не только нехватку железнодорожной инфраструктуры, но и портовой», — предупредил он.

По мнению генерального директора компании «Инфра Проекты» Алексея Безбородова, если за 20 лет угольные компании не научились работать с меняющейся конъюнктурой цен на уголь, хеджировать их колебания и грамотно управлять своим cash-flow, «это только их проблемы».

На стоимость логистики влияет постоянно растущий парк полувагонов. «Логистика была бы дешевой, если бы угольные генералы не наращивали вагонный парк», — полагает Алексей Безбородов. По его оценкам, если бы предельное количество вагонов на сети было бы установлено на уровне 1 млн вагонов, в том числе 400 тыс. полувагонов для перевозки угля, то «все бы летало только в путь». «А то, что сегодня невозможно проехать из-за этих полувагонов — это да, проблема», — констатировал эксперт.

Подробнее о тенденциях на рынке полувагонов читайте в исследовании InfraNews «Баланс спроса и предложения на подвижной состав в России по итогам первых четырех месяцев 2024 года».

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости