Разборки на шельфе
Члены президиума правительства, обсуждая в четверг разработанную Минприроды программу освоения континентального шельфа до 2030 года, пришли к выводу, что ее невозможно реализовать без активного привлечения частного капитала, пишет “Коммерсантъ”. Сейчас на шельфе могут работать только “Роснефть” и “Газпром” — соответствующие ограничения с подачи бывшего вице-премьера Игоря Сечина и менеджмента “Газпрома” были приняты в 2006 году. Однако две госкомпании с тех пор не были замечены в сверхактивном освоении шельфа, а расчет на то, что иностранные инвесторы смирятся с ограничением и будут вынуждены предоставить “Газпрому” и “Роснефти” особые условия сотрудничества в шельфовых проектах, себя не оправдал. И хотя общие договоренности в этой области есть (например, “Роснефть” и Exxon), это очевидно даже по постоянному затягиванию согласования условий разработки Штокмановского месторождения.
Поэтому Минприроды предлагает разрешить проведение поисково-оценочной геологоразведки на шельфе компетентным частным компаниям. Для этого нужно зафиксировать в законодательстве отдельную поисково-оценочную лицензию — сейчас выдается совмещенная лицензия на разведку и добычу. По замыслу Минприроды в случае открытия коммерческих запасов частные компании могли бы рассчитывать на участие в их освоении, получив долю в СП с госкомпанией.
Глава Минэкономики Андрей Белоусов на заседании заметил, что предложенная Минприроды схема не выглядит для частных инвесторов слишком привлекательной. “Совершенно понятно, что для инвестора такой механизм создает очень высокие риски, потому что неизвестно, согласится ли государственная компания войти с ним в долю, по какой цене,— перечислил господин Белоусов.— Поэтому очевидно, что должен быть разработан некий механизм, который эти риски для частных инвесторов снижает”.
С формальной точки зрения монополия 2006 года выгодна в первую очередь “Газпрому” и “Роснефти”. Тем не менее открытое сопротивление либерализации они пока не демонстрируют, не исключено, что их устраивает вариант мягкой либерализации, при котором они остаются ключевыми игроками на шельфе. При этом ответственный в Белом доме за ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович неожиданно выступил в формально антилиберализационном ключе, пояснив, что государству необходимо сохранить контроль над шельфовыми проектами. По его словам, экономическая модель разработки шельфа должна позволить получить выгоду “как компаниям-разработчикам, так и государству, стране в целом”. При этом о допуске на шельф частных компаний вице-премьер отозвался весьма осторожно: по его словам, “это можно делать только при наличии разработанной экономической модели, которая является основой для деятельности компаний и которой сейчас в законодательстве — ни в налоговом, ни в корпоративном — не существует”.
Премьер поручил рабочей группе под руководством Аркадия Дворковича в трехмесячный срок проработать поступившие предложения, в том числе допуск частных компаний к работе на шельфе. Дмитрия Медведев также распорядился включить в состав рабочей группы представителей госкомпаний, поскольку те “волнуются и уже письма пишут”. Причина волнения “Газпрома” и “Роснефти” (содержание их переписки с Кремлем и Белым домом, о которой говорил Дмитрий Медведев, неизвестно) очевидна: “новая экономическая модель” разработки шельфа вне их контроля может лишить их не только формальной, но и фактической монополии.
Новости по теме
-
FESCO запустила железнодорожный сервис из Чэнду в Москву через Монголию
Первый поезд по новому маршруту уже прибыл в Россию
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
Свежие новости
-
FESCO запустила железнодорожный сервис из Чэнду в Москву через Монголию
Первый поезд по новому маршруту уже прибыл в Россию
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
-
ICTSI объявил о старте коммерческих операций универсального терминала EJMT в Индонезии
Терминал расположен вблизи ключевых промышленных центров Индонезии, что позволит сократить логистические расходы и повысить эффективность внешней торговли
-
Почти половину прироста контейнерного тоннажа «съест» выбытие старого флота – Alphaliner
Lанные Alphaliner показывают, что почти половина заказанных операторами из ТОП-10 судов, по сути будет компенсацией выбывающего старого флота