Очень Странная Корпорация
Министерство промышленности и торговли РФ еще месяц назад предложило правительству провести детальную проверку строительства двух верфей ОАО “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК) на Дальнем Востоке, для чего было рекомендовано направить в Приморский край полномочную комиссию с участием всех заинтересованных органов исполнительной власти. По данным источников, беспокойство министерства вызваны тем, что ОСК не в полной мере выполняет обязательства по строительству новых мощностей в Приморье, хотя отчитывается об обратном.
Согласно концепции развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта” (ДЦСС, “дочка” ОСК), и решению правительства РФ, в городе Большой Камень на базе Дальневосточного завода “Звезда” запланировано возведение сухого дока и комплекса новых корпусообрабатывающих цехов. В реализации данного проекта изъявили желание принять участие иностранные инвесторы. Было принято решение о строительстве на Дальнем Востоке двух новых верфей, заложенных в присутствии вице-премьера Игоря Сечина в ноябре 2009 года.
Верфь “Звезда-DSME” (совместное предприятие ОСК и южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding Maritime Engineering, DSME) в бухте Большой Камень должна была стать единственным в России судостроительным производством крупнотоннажной морской техники водоизмещением до 300 тыс. т. и объемом обрабатываемого металла в 220 тыс. т.
Вторая верфь “Восток-Raffles” (СП с китайско-сингапурской Yantai Raffles) в бухте Пяти Охотников могла превратиться в крупнейшую базу по производству морских буровых установок весом до 40 тыс. т., предназначенных для освоения морского шельфа. В строительство верфи будут инвестированы $200 млн, рассказывал в 2009 г. И. И. Сечин сразу после подписания соглашения о строительстве с сингапурской компанией.
В феврале 2010 года во время рабочей встречи с председателем правительства Владимиром Путиным глава ОСК Роман Троценко заявлял, что весь проект строительства завершится за 24 месяца. В мае того же года также во время очередной рабочей встречи с Путиным Троценко утверждал: “Мы завершаем проектирование верфи в городе Большой Камень… В мае мы завершим тендерные процедуры и в июне ожидаем выход на строительную площадку”.
А уже в середине февраля текущего года глава ОСК отчитался правительству о проделанной работе.В документе, в частности, говорится о том, что первая очередь строительства верфи “Звезда-DSME” завершена: полностью выполнены работы по строительству нового корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства в одном блоке общей площадью 70 тысяч квадратных метров, что позволяет осуществлять сборку судов дедвейтом до 120 тыс. т. “Окончание строительных работ – 20 апреля 2012 года, как и было предусмотрено планом”, – отмечается в письме. Стоит отметить, что строительство производственных мощностей верфи будет выполняться поэтапно. Вторая очередь – строительство тяжелого стапеля и спускового устройства – должна завершиться в третьем квартале 2013 года.
Глава ОСК в своем письме добавляет также, что по “Восток-Raffles” поручение выполнено полностью, но с небольшими изменениями. В частности, они коснулись местоположения верфи. Изначально ее планировалось построить в бухте Чажма на территории “30 судоремонтного завода”. Однако, “в результате отказа Минобороны России предоставить земельный участок для строительства, принято решение о ее передислокации на участок, примыкающий к порту Восточный”. В документе говорится, что строительство производственных мощностей для постройки нижних оснований буровых платформ завершено, сухой док измерениями 300-400 метров построен. Отмечается также, что помимо СП “Восток-Raffles”, создано его производственное подразделение “Воско”.
Однако Минпромторг в конце апреля текущего года в ответ на соответствующий запрос Сечина подготовил свежий отчет о ходе строительства данных объектов и их соответствие ранее заявленным характеристикам. В итоге ведомство пришло к выводу, что утверждение ОСК о 100% выполнении обязательств по строительству верфи “Звезда-DSME” не соответствует действительности.”Проект верфи отсутствует, строительно-монтажные работы не начинались”, – отмечает источник.
В Минпромторге считают, что виной тому, в том числе, мог стать неправильный выбор ОСК генпроектировщика. В марте 2010 года конкурсная комиссия ДЦСС и корейской DSME решили, что ни одна российская проектная организация не способна разработать проект подобной верфи и привлекли корейский же консорциум KORPEC/AUDC (аффилированные структуры DSME). Однако, в связи с режимностью предприятия, южнокорейцам не могла быть предоставлена полная информация об имеющихся объектах ДВЗ “Звезда”. Кроме того, консорциум был незнаком с российским градостроительным законодательством, рассказывает источник. В результате на конец 2011 года корпорация понесла затраты в размере около 700-900 миллионов рублей, в том числе свыше 500 миллионов рублей – по прямым договорам со структурами DSME, отмечает источник в отрасли. Доработка проекта верфей и адаптация предложенных DSME проектных решений к российским нормативам обойдется в сумму еще около 400-500 миллионов рублей.
В начале апреля 2011 года ОСК сообщило, что разработка генплана завершена, проектная документация на строительство верфи подготовлена к предоставлению в органы государственной экспертизы. Но в июне 2011 года на заседании комиссии Совета Федерации по национальной и морской политике на Дальнем Востоке по проблемам нормативно-правового обеспечения строительства судостроительного производственного комплекса на территории завода “Звезда” в очередной раз было отмечено, что проектная документация на строительство верфи “Звезда-DSME” в “Главгосэкспертизу” не направлялась, строительные работы (ввиду отсутствия проекта) на верфи не проводятся, а сроки ввода в эксплуатацию постоянно переносятся.
Стоимость верфи “Звезда-DSME” оценивалась в 41 миллиард рублей. Основным кредитором должен был стать Внешэкономбанк, который мог выделить до 35 миллиардов рублей. В соответствии с соглашением о сотрудничестве между ДЦСС и Внешэкономбанком, последний брал на себя обязательство обеспечить надлежащее финансирование лишь при условии проведения экспертизы проекта и принятия органами управления положительного решения по ее результатам. Однако по данным источника, знакомого с процессом переговоров, пока никаких решений по кредиту банк не принял.
В настоящий момент также не существует полноценного проекта верфи “Восток-Raffles” для внесения в “Главгосэкспертизу”, а ОСК в своих еженедельных отчетах в Минпромторг продолжает докладывать, что строительно-монтажные работы на верфи не осуществляются, отмечает источник, знакомый с перепиской ведомства и правительства. Более того, никакой информации о решении ОСК по переносу верфи на участок, примыкающий к порту Восточный, а также о существовании производственного подразделения “Востко”, Минпромторг от ОСК до сих пор не получил, уверяет он. Смена площадки для верфи произошла только в сентябре 2010 года. Было решено перенести ее в бухту Пяти Охотников, но не на участок, примыкающий к порту Восточный (порт Восточный находится в бухте Врангеля), как сообщила ОСК.
Между тем ОСК уже перенесла сроки поставки полупогружной буровой установки (ППБУ) усиленного ледового класса «Большая Медведица» по заказу «Роснефти» более чем на год – с июля 2014 года на август 2015 года, сообщил источник, знакомый с ходом строительства. Платформа как раз должна была строиться на верфи «Восток-Raffles». Процесс закладки ППБУ в 2009 г. стал грандиозным событием. Тогда глава ОСК особо подчеркивал, что подобных платформ ледового класса в мире насчитываются единицы.
Теперь же сам Роман Троценко подтвердил информацию о переносе сроков в своем докладе о выполнении обязательств корпорации в части развития судостроительной промышленности Дальневосточного региона, который в феврале текущего года был отправлен заместителю председателя правительства РФ Игорю Сечину. В документе, в частности, говорится, что строительство ППБУ временно приостановлено в связи с уточнением технического задания компанией «EхxonMobil» – нового партнера «Роснефти». Но источник, знакомый с ходом строительства, подчеркивает, что говорить о временной приостановке строительства некорректно, ибо оно вовсе не начиналось в связи с отсутствием технического задания.
Однако, по словам руководства ДЦСС, в декабре 2012 года строители “Звезды” завершат свою часть работ и передадут первую очередь судостроителям, сообщил 16 мая сайт primamedia.ru. Полномасштабно корпусную часть для танкеров водоизмещением 50 тыс. т. будущий судостроительный комплекс сможет начать строить не ранее, чем с 2014 года, когда якобы завершится строительство второй очереди проекта. Ожидается, пишет тот же ресурс со ссылкой на представителей ДЦСС, что в этом году проект пройдет экспертизу, что позволит строителям выйти на площадку с весны будущего года. Таким образом, разрыв между сдачей первой очереди и началом строительных работ на второй составит несколько месяцев, что связано с неготовностью рабочей документации.
“Полное развитие судостроительного комплекса в Приморском крае планируется завершить до 2020 года, за рамки федеральной программы мы не выходим”, – подчеркнул Владимир Цыбин, заместитель гендиректора ОАО “ДЦСС”.
В общем, все очень странно в этой ОСК. А воз и ныне там, сказал бы Крылов.Привело ли к каким-либо последствиям беспокойство Минпромторга о строительстве верфей на Дальнем Востоке, неизвестно.
Новости по теме
-
FESCO запустила железнодорожный сервис из Чэнду в Москву через Монголию
Первый поезд по новому маршруту уже прибыл в Россию
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
Свежие новости
-
FESCO запустила железнодорожный сервис из Чэнду в Москву через Монголию
Первый поезд по новому маршруту уже прибыл в Россию
-
После продажи DB Schenker DB Cargo должна стать логистическим оператором DB
План реструктуризации предусматривает создание новых бизнес-подразделений внутри компании
-
Глава MSC считает, что растущая фрагментация спроса на контейнерные перевозки изменит требования к сервису
Всего MSC планирует предложить 1900 напрямую связанных пар портов
-
ICTSI объявил о старте коммерческих операций универсального терминала EJMT в Индонезии
Терминал расположен вблизи ключевых промышленных центров Индонезии, что позволит сократить логистические расходы и повысить эффективность внешней торговли
-
Почти половину прироста контейнерного тоннажа «съест» выбытие старого флота – Alphaliner
Lанные Alphaliner показывают, что почти половина заказанных операторами из ТОП-10 судов, по сути будет компенсацией выбывающего старого флота