Власти снова обсуждают мегапроект канала Каспий – Черное море
Российский институт “Гидропроект” на днях стал победителем открытого тендера Евразийского банка развития (ЕАБР) на экспертизу проектов судоходного канала, соединяющего Каспий с Азово-Черноморским бассейном. Варианты такой артерии разработаны в 2007-2008 годах и предусматривают: во-первых, строительство канала “Евразия” – Каспий-Маныч-Азовское море (в направлении примыкающего к Черному морю Таманского залива); во-вторых, сооружение второй, более протяженной нитки Волго-Донского канала с расширением судоходного фарватера Нижнего Дона (в Ростовской области). Дополнительный вариант – направление “Евразии” непосредственно в Черное море (район Тамань-Темрюк), чтобы обойти Керченский, то есть азовско-черноморский пролив, где продолжаются территориальные споры РФ с Украиной.
По данным минтранса, Минпромторга России, администраций Ставрополья, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, эти артерии предназначены для сокращения расстояния водных перевозок между Каспийским и Черным морями минимум на 20% и, соответственно, для удешевления такого рода перевозок самое меньшее на 15%. А обусловлены эти проекты ростом евроазиатского грузотранзита, особенно транзита среднеазиатской нефти, и перспективным увеличением грузоперевозок из Ирана (и в Иран). Кратчайший же путь между Каспием и Черноморско-азовско-днепровско-дунайским регионом достигается именно по трассам тех каналов. Среднегодовые транзитные доходы России по какой-либо из упомянутых артерий могут достигать 75-100 миллионов долларов.
Однако инвестиционные затраты по каждому из проектов – минимум 5 миллиардов долларов (в текущих ценах), причем трасса “Евразия” запланирована по уникальным биосферным районам, включенным в реестры ЮНЕСКО-ЮНЕП. Вдобавок региональные власти настаивают, что называется, на “своих” вариантах. Так, Волгоградская обладминистрация настаивает на проекте “Волга-Дон-2”, ибо до 80% его трассы пройдет в этой области. А в Ставрополье и Калмыкии по той же причине поддерживают вариант “Евразия”. Окупаемость же обоих проектов достигается на 5-7-й годы их реализации при обязательном среднегодовом росте там объемов грузотранзита самое меньшее на 8-10%.
Судя по высказываниям премьер-министра России Владимира Путина и министра транспорта РФ Игоря Левитина, чаша весов, похоже, начинает склоняться в пользу “Волга-Дон-2”. Не в последнюю очередь потому, что, по данным Института водных проблем РАН, Ставрополье и Калмыкия, где запроектирована трасса “Евразия”, испытывают растущий дефицит пресной воды. А в этих условиях весьма рискованно осуществлять ее отбор в пользу канала.
InfraNews: Что обсуждаем? Почему в Российской газете? Гибель региону, обмеление Каспия? Что еще придумаем?
Новости по теме
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
Свежие новости
-
Контейнерные операторы опасаются новых форм госрегулирования
Заключение договора о взаимодействии собственников вагонов с перевозчиком может стать обязательным по закону, что даст РЖД новые полномочия по управлению движением частных вагонных парков. Большинство крупных контейнерных операторов считают, что на фоне нынешнего спада объемов перевозок проблема «заторов» на железной дороге перестает быть актуальной, а саму инициативу РЖД «сырой» и не учитывающей специфику контейнерного бизнеса.
-
Компания «Транзит» впервые отправила 300 тонн алтайского масла в Китай
Экспортный груз во флекси-танках будет погружен на железную дорогу в Новосибирске и уйдет морем из Владивостока
-
Сюрприз: новые портовые сборы в США вводятся не только для связанных с Китаем судов
USTR вводит сборы для всех автомобилевозов, построенных за пределами США
-
Контейнерооборот «Глобал Портс» в первом квартале вырос на 2,5% до 304 тыс. TEU
Объем перевалки контейнеров на терминалах в Балтийском море увеличился на 38%
-
Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна сократился в марте 2025 года на 6%
Сокращение обусловлено снижением объемов импортной перевалки